Visiting Belarus without a visa: 5 days for citizens of 80 countries
Official Website of the Republic of Belarus
Year of Science in Belarus
Travel

Belarus Events Calendar
Belarus’ Top Tourist Sites
500 Years of Belarusian Book Printing
UNESCO World Heritage Sites in Belarus
Belarusian sanatoria and health resorts
Souvenirs from Belarus
| Home | Travel | Ecotourism

Ecotourism in Belarus


With its fabulous natural beauty, primeval forests and marshlands, crystal-clear lakes and rivers, a great diversity of flora and fauna, Belarus is certainly a must-see for eco-tourists.

The first environmental protection laws were introduced in Belarus by the Statute of the Grand Duchy of Lithuania as early as the 16th century. Due to this, vast areas of land in today’s Belarus remained intact. By the way, Belovezhskaya Pushcha, Europe’s biggest forest, was declared a reserve by Grand Duke of Lithuania Jahajla over 600 years ago.

In the 21st century, nature remains one of Belarus’ biggest assets. Eco-tourists are invited to visit the famous national parks and reserves, wildlife sanctuaries, natural monuments and simply picturesque places that are abundant all over the country. There are plenty of things that will make them stand and stare.

For example, Belarus is home to some of Europe’s biggest and deepest lakes that were left by ancient glaciers. Belarusian bogs, many of which are absolutely unique, are by right considered the "lungs" of the continent

The country’s symbol – bison – is the heaviest and biggest land mammal in Europe. At present Belarus is ranked second in terms of the bison population. Since 1946 these stately animals have been protected by the state.

Ornithologists come to Belarus from all over the world to watch birds: one will be able to see thousands of different birds at a time in Pripyatsky National Park and Berezina Biosphere Reserve.  Belarus is a stronghold of aquatic warbler where 60% of its world’s population breeds.

White stork is one of the most popular and loved birds in Belarus, as this bird symbolizes happiness, well-being, health and revival. One can spend hours watching them flying in the sky, strolling in the field, taking care of the offspring in nestles…

Belarus is a great destination for outdoor lovers, with a plenty of opportunities to experience an adventure in nature. One can go hiking, biking or horse riding along an eco-route, order a mini-tour on a steamboat or a boat, take part in an eco-safari watching wild animals in their natural habitat, or simply contemplate the surrounding natural beauty in silence.

Eco-tourists are invited to stay at one of many eco-farms all over Belarus. These farms are built from eco-friendly materials in remote locations and their residents are offered a variety of outdoor entertainments, eco-friendly and fresh farm produce.

National parks and reserves

There are four national parks and two reserves in Belarus:

Excursions at the Belarusian national parks and the biosphere reserve are both a highly educational and entertaining experience.

For example, Narochansky National Park, famous for its amazing landscapes, offers diving and helicopter rides. Visitors to Pripyatsky National Park can go on a safari trip in the primeval "Belarusian Amazonia".

In Belovezhskaya Pushcha, tourists can look into the "wilderness" at sunrise or before sunset, or take a unique route "Pushcha's Robinsons". In the vicinity of Braslav they can admire the "necklace" of large and small glacial lakes.

In addition to major national parks and reserves there are more than a thousand protected areas in Belarus:

  • 85 sanctuaries of the national importance and 248 of local significance;
  • 306 natural monuments of the state level and 576 of regional level.

Therefore, there are a lot of interesting places for ecotourism enthusiasts to study and recreate. Among them, for example are:

  • the biological reserve Sporovsky – Belarus’ first Ramsar site (the home ground of the national scything championship);
  • the landscape reserve Olmany Mires, Europe's largest one-piece forest and lowland complex that is included in the Ramsar List (in the autumn the reserve holds the cranberry festival);
  • the biological reserve Zvanets, the largest lowland with mineral islands, home to 110 bird species (21 from the Red Book List of Endangered Species);
  • the reserve Yelnya, one of the biggest arrays of ancient glacial lakes and bogs in Central and Western Europe (its tourism brand – the festival "Cranes and Cranberries of the Miory Region");
  • the reserve Middle Pripyat (the flood bed of the famous Polesye river is often referred to as European Amazonia).

By the way, the international status of the Ramsar site has been awarded to 16 specially protected territories of Belarus: the reserves Olmany Mires, Zvanets, Prostyr, Kotra, Osveya, Yelnya, Vydritsa, Koziansky, Berezinski Biosphere Reserve and the Pripyatsky National Park.

Eco-Trails and Safari Parks

In Belarus there are many interesting tourist eco-trails and routes stretching from 1 to 250km. Some of them can be covered on foot, others by bike, horse or car, or a motor boat, a rowing boat or a canoe.

In addition, there are also combined routes that combine different types of travel, but above all, they offer interesting attractions for tourists: unique natural areas and objects, monuments of history and architecture, museums and the ancestral estates of famous personalities.

Here are just some of the fascinating environmental trails of Belarus:

  • Secrets of The Ubortskoe Polesye
  • The nature and history of Gomel Oblast (175 km)
  • Cherikov water excursion on the Ptich River (designed for three days)
  • The Trail of Discoveries in the Berezinsky Biosphere Reserve (the shortest route that you can go barefoot)
  • Bison Nursery in the Pripyatsky National Park (4km long)
  • Volozhin Presents (150km long)
  • The tourist route around medicinal herbs garden in the Narochansky National Park
  • Myths and Legends of the Land of Life-Giving Springs (250km long)

Belarus, a country of forests, swamps and rivers with abundant wildlife, is interesting for the fans of safari and photo-hunting. During one tour it is possible to see not only all the animals of the "Belarusian five" (bison, wild boar, elk, red deer and wolf) but many other representatives of the European fauna.

Entertaining safari tours are offered on the vast territories of the Belovezhskaya Pushcha and Pripyatsky national parks. Such tours will be available in every national park of Belarus in the future. The development of a safari park is underway in the Narochansky national park as part of the state program.

A safari park will also be set up in the Stankovo eco-tourism center (Dzerzhinsk District) near Minsk: the center will provide an opportunity to come face to face with animals and birds that live on the area exceeding 300 hectares.

An unusual safari park operates in Mogilev, where Belarus’ only educational zoological garden is located. The area of 120 hectares with fields and forests, glacial canyons and ponds is home to about 200 species. An open train will take you on a journey around the park to see animals living in the area.

In 2015 Belarus’ first spring water ecology center Golubaya Krinitsa was set up in Mogilev Oblast.

Eco Festivals and Feasts

Eco festivals that have been recently gaining popularity in Belarus combine the beauty of the nature, rich historical heritage and original folk traditions. Among them are:

  • Cranes and Cranberries of the Miory Region eco festival

Every September one of Europe’s biggest highmoors, Yelnya in Miory District (Vitebsk Oblast), welcomes 5,000 to 7,000 grey cranes that fly to warm countries for winter. The highmoor itself is known for bountiful harvests of health-giving cranberry.

Guests of the festival Cranes and Cranberries of the Miory Region have an opportunity to watch these wonderful birds and take pictures, learn a lot of interesting things about the nature and its inhabitants, taste unusual dishes with cranberries.

The visit center of the wildlife reserve Yelnya offers tourists binocular glasses and telescopes, bikes, skis, cross-country vehicles, interactive stands and games. An ecological trail (1.5km) is developed on the highmoor. Snowshoe walking on the quagmire is already available.

  • Festival of Sandpipers in Turov

The biological reserve Turov Meadow (Zhitkovichi District) is a unique place in terms of the number and species of birds (including those from the endangered-species list) who nest and spend the migration season on the Pripyat. Sandpipers that gave the name to the festival and that have a bronze monument erected in their honor in Turov can be found in large quantities on the local islands.

  • Countryside tourism festival Zaborsky Fest

This farm and ecotourism festival is a trademark of Rossony District, Vitebsk Oblast, where as statistics say there is one lake per 100 residents. The festival features presentations of ecotourism farms, flower and landscape design exhibitions, excursions to the reserve Krasny Bor, boat trips and whitewater rafting.

  • Festival of ethnic and cultural traditions Zov Polesia

The festival is held once in two years in the agro-town of Lyaskovichi on the territory of the Pripyatsky National Park. The participants of the festival present the original culture of the Belarusian Polesye. Apart from concerts, the program of the festival includes fishing competitions, races on traditional Polesye boats, special expos, including in the Museum of Nature.

MINSK and  MINSKERS: BELTA special project
Belarus and China: Top 50 pictures over 25 years
Great Patriotic War monuments in Belarus
Visiting Belarus without a visa: 5 days for citizens of 80 countries
Toll roads in Belarus

Официальный сайт Республики Беларусь
XI Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета
Туризм

Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси

| Главная | Туризм | Экотуризм

Экотуризм в Беларуси


Благодаря уникальной природе с древними лесами и болотами, чистыми озерами и реками, а также удивительным разнообразием флоры и фауны Беларусь – особенная страна для любителей экологического туризма.

Еще в XVI веке Статут Великого княжества Литовского закрепил природоохранные нормы закона, благодаря чему уникальные территории сохранялись в неприкосновенности. Кстати, Беловежскую пущусамый крупный древний лес Европы – великий князь Ягайло объявил заповедным более 600 лет назад.

И в ХХI веке природа – одно из главных богатств Беларуси. Экотуристы могут посетить знаменитые национальные парки и заповедники, заказники республиканского и местного значения, памятники природы и просто живописные уголки по всей стране. А главное – увидеть много интересного и необычного.  

Например, в Беларуси находятся одни из самых больших и глубоких озер Европы, появившиеся благодаря древним ледникам. Белорусские болота, многие из которых абсолютно уникальны, заслуженно считаются "легкими" континента

Символ страны – зубр – самое тяжелое и крупное наземное млекопитающее Европы. И сейчас Беларусь занимает второе место в мире по численности популяции зубров. С 1946 года эти величественные животные находятся под охраной государства.

Орнитологи со всего мира приезжают в Беларусь наблюдать за птицами: в национальном парке "Припятский" и Березинском биосферном заповеднике в одно время можно увидеть тысячи разнообразных пернатых. К слову, в Беларуси обитает 60% мировой популяции вертлявой камышевки.

Одна из самых любимых и почитаемых в нашей стране птиц – белый аист – символ счастья, благополучия, здоровья и весеннего возрождения. За их прекрасным полетом в небесах, неспешными прогулками по полям и трогательной заботой о птенцах в гнезде можно наблюдать часами…

В Беларуси любители природы найдут разнообразные варианты отдыха. Можно совершить пешую, велосипедную или конную прогулку по экотропе, отправиться в мини-тур на теплоходе или лодке, стать участниками экосафари с наблюдением за дикими животными и птицами в естественной среде обитания. А можно просто отдохнуть в тишине, созерцая красоту природы.  

Хороший экологический отдых предлагают многие агроусадьбы Беларуси, сделавшие своим брендом уютные домики из экоматериалов в уединенных местах, прогулки и развлечения на природе, экологические чистые и свежие деревенские продукты.

Национальные парки и заповедники

В Беларуси – 4 национальных парка и 2 заповедника, где сохраняются уникальные ландшафты и существуют абсолютные резерваты дикой природы:

Национальные парки и биосферный заповедник приглашают гостей в экопутешествия, сочетающие познавательный отдых и активные развлечения.

Например, в нацпарке "Нарочанский", кроме знакомства с удивительными ландшафтами, можно заняться дайвингом или совершить воздушную экскурсию на вертолете. В нацпарке "Припятский" – отправиться на сафари по территории первозданной "белорусской Амазонии".

В Беловежской пуще туристы могут заглянуть в "Мир дикой природы" на рассвете или перед закатом, пройти по эксклюзивному пешему маршруту "Пущанские робинзоны". А в окрестностях Браслава – бесконечно любоваться "ожерельем" из больших и крохотных ледниковых озер…

Кроме крупных национальных парков и заповедников, в Беларуси еще больше тысячи особо охраняемых природных территорий:

  • 85 заказников республиканского и 248 местного значения;
  • 306 памятников природы государственного и 576 регионального уровней.

Поэтому поклонники экотуризма найдут немало интересных объектов для изучения и отдыха. Среди них, например:

  • биологический заказник "Споровский" – первое в Беларуси Рамсарское угодье (здесь проходит национальный чемпионат по ручному сенокошению низинных болот);
  • ландшафтный заказник "Ольманские болота" – самый крупный в Европе цельный лесоболотный комплекс, включенный в Рамсарский список (осенью в заказнике отмечают праздник клюквы);
  • биологический заказник "Званец" – крупнейшее низинное болото с минеральными островами, где гнездятся 110 видов птиц (21 – из Красной книги);
  • заказник "Ельня" – один из самых больших в Центральной и Западной Европе массивов древних верховых болот и ледниковых озер (его туристический бренд – фестиваль "Жураўлі і журавіны Міёрскага краю");
  • заказник "Средняя Припять" (пойму знаменитой полесской реки нередко называют европейской Амазонкой).

К слову, международный статус охраны Рамсарского угодья имеют 16 особо охраняемых территорий Беларуси: заказники "Ольманские болота", "Споровский", "Средняя Припять", "Званец", "Простырь", "Котра", "Освейский", "Ельня", "Выдрица", "Козьянский", Березинский биосферный заповедник и национальный парк "Припятский".

Экотропы и сафари-парки

В Беларуси для туристов обустроены десятки интересных экологических троп и маршрутов протяженностью от 1 до 250 км. Одни из них можно пройти пешком, другие – преодолеть на велосипеде, лошадях или автомобиле, третьи – проплыть на моторном катере, весельной лодке или байдарке.

Кроме того, популярны комбинированные маршруты, сочетающие разные виды передвижения, но прежде всего – интересные достопримечательности на пути туристов: уникальные природные территории и объекты, памятники истории и архитектуры, музеи и родовые поместья знаменитых личностей.

Вот только некоторые из увлекательных экомаршрутов Беларуси:

  • "Тайны Убортского Полесья"
  • "Природа и история Гомельского края" (175 км)
  • "Водная экскурсия по реке Птичь"
  • "Чериковский" (экотур рассчитан на три дня)
  • "Тропа открытий" в Березинском биосферном заповеднике (самый короткий маршрут, который можно пройти босиком)
  • "Зубропитомник" в нацпарке "Припятский" (4 км)
  • туристический маршрут по аптекарскому саду в нацпарке "Нарочанский"
  • "Мифы и легенды Края животворных криниц" (250 км)

Беларусь – страна лесов, болот и рек с богатым животным миром – интересна и любителям сафари, фотоохоты. В течение одного тура здесь вполне реально увидеть не только всех животных большой "белорусской пятерки" (зубра, дикого кабана, лося, благородного оленя и волка), но и множество других представителей европейской фауны.

Увлекательные сафари-туры проводятся на огромных территориях в национальных парках "Беловежская пуща" и "Припятский". В будущем они появятся во всех нацпарках Беларуси. Кстати, сейчас в рамках государственной программы в национальном парке "Нарочанский" ведется создание сафари-парка.

Недалеко от Минска в центре экологического туризма "Станьково" (Дзержинский район) также откроется сафари-парк: на площади более 300 гектаров будут жить животные и птицы, которых можно увидеть с очень близкого расстояния.

Необычный сафари-парк действует в Могилеве, где находится единственный в Беларуси учебный зоосад. На территории в 120 гектаров с полями и лесами, ледниковыми каньонами и водоемами обитают около 200 диких животных. По парку проложена мини-железная дорога и курсирует открытый прогулочный поезд, с которого можно наблюдать за животными.

К слову, в 2015 году в Могилевской области открылся первый в Беларуси центр экологии родниковой воды "Голубая криница".

Экологические фестивали и праздники

Все более популярными в Беларуси становятся экологические фестивали, где сочетаются красота природы, богатое историческое наследие и самобытные народные традиции. Среди них:

  • Экологический фестиваль "Жураўлі і журавіны Міёрскага краю"

Каждый год в конце сентября на верховом болоте Ельня в Миорском районе (Витебская область) – одном из самых больших в Европе – собираются от 5 до 7 тысяч серых журавлей, которые летят на зимовку в теплые страны. Кроме того, болото издавна славится богатыми урожаями целебной ягоды клюквы.

Гости фестиваля "Жураўлі і журавіны Міёрскага краю" могут понаблюдать за прекрасными птицами и сделать фото, узнать много интересного о природе и обитателях здешних мест, попробовать необычные блюда с клюквой.

В визит-центре заказника "Ельня" к услугам туристов – бинокли и подзорные трубы, велосипеды, лыжи, вездеход, интерактивные стенды и игры. На болоте создается экологическая тропа (1,5 км), а уже сейчас доступен эксклюзивный аттракцион – хождение по трясине на "снегоступах".

  • Фестиваль куликов в Турове

Биологический заказник "Туровский луг" (Житковичский район) – уникальное место по количеству и видам пернатых (в том числе редких из Красной книги), которые гнездятся или останавливаются в сезон миграций на Припяти. Особенно много на местных островах куликов, в честь которых основан фестиваль и установлен бронзовый памятник в Турове.

  • Фестиваль сельского туризма "Заборскі фэст"

Агроэкотуристический фестиваль – бренд Россонского района Витебской области, где, по статистике, на каждые сто жителей приходится по одному озеру. В рамках фестиваля проходят презентации усадеб, выставки цветов и ландшафтного дизайна, экскурсии в заказник "Красный Бор", лодочные прогулки по местным озерам, сплавы на байдарках и плотах.

  • Фестиваль этнокультурных традиций "Зов Полесья"

Оригинальный фестиваль проходит раз в два года в агрогородке Лясковичи на территории национального парка "Припятский". На фоне прекрасной природы его участники представляют гостям самобытную культуру белорусского Полесья. Однако кроме концертов, в программе фестиваля – состязания рыболовов, гонки по реке на традиционных полесских лодках – челнах, интересные выставки, в том числе и в Музее природы.

V Всебелорусское народное собрание
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы (ПРОЕКТ)
Парламентские выборы 2016 года в Беларуси
Памятники Великой Отечественной войны в Беларуси
Деноминация в Беларуси: новые деньги
Платные дороги в Беларуси