Все христиане мира празднует Рождество, превращая несколько зимних недель в самое душевное, теплое и волшебное время года.
Ожидание чуда и размышления о сокровенном, доброта и благотворительность, украшение дома и выбор подарков, радость семейных встреч и сюрпризов – миллиарды людей объединяет похожее. Но в каждой стране обязательно есть свои национальные традиции, яркие местные обычаи, колоритные персонажи, особые блюда.
Узнайте, как отмечают любимый зимний праздник в Беларуси – стране, где встретить Рождество можно дважды.

Беларусь – одна из немногих стран мира, где Рождество масштабно встречают дважды: католики и протестанты – по григорианскому календарю 25 декабря, православные – по юлианскому календарю 7 января. Эти праздничные дни и в установленном государственном календаре равноправно являются нерабочими.
А в ряде местностей есть душевная традиция: на католическое Рождество приходят православные священнослужители, чтобы поздравить прихожан католиков, а спустя две недели свои добрые пожелания дарят православным верующим католические священники.
Коляды – один из самых старых праздников Беларуси. Он существовал еще в дохристианское время, когда предки белорусов жили по природному календарю и устраивали торжество в зависимости от того, что видели и делали. Например, осенью праздновали сбор урожая – "Багач" (бел.), весной – "Гуканне вясны", летом – "Купалле", а зимой – "Каляды".
Ученые полагают, что название Коляды связано с белорусским словом "кола", которое в переводе означает круг. И это символ круговорота жизни. В древние времена Коляды отмечали 25 декабря. Все объяснялось, конечно, солнечным годом: 22 декабря на нашу землю приходила самая долгая ночь, которая задерживалась на несколько суток. С 25 декабря ночь начинала уменьшаться, а день – увеличиваться. Как говорили предки, солнце повернуло на лето и пришел Новый год. Похожие колядные праздники есть и у других славянских народов.

…На протяжении столетий традиции менялись, а с распространением христианства возникли новые символы и смыслы. Для празднования Рождества у католиков закрепилась дата 25 декабря, православные отмечают 7 января. Но главное значение, в сущности, осталось прежним – начало (рождение) новой жизни и новых надежд.
Сегодня христианское Рождество в Беларуси тесно переплетено с еще более древними Колядами. Православных и католиков объединяет многое: предваряющая праздник подготовка с добрыми мыслями, благотворительность, сочельник со своей особой атмосферой и символами, красивые богослужения в храмах, поздравления близких… Различия – в конфессиональных традициях и литургических обрядах.
Например, у католиков четыре предрождественские недели длится Адвент. Обязательного строгого поста в это время нет, но каждый может выбрать себе личное постановление и соблюдать его. Одна из самых завораживающих традиций Адвента – Рораты – мессы в честь Пресвятой Девы Марии…
По православной традиции праздник предваряет строгий сорокадневный Рождественский (Филипповский) пост. Впрочем, главное внимание в этот период нужно уделить духовному развитию, а не только пищевым ограничениям. В Рождественский сочельник (Навечерие Рождества Христова) верующие держат пост до появления на небе первой звезды – Вифлеемской, возвестившей волхвам о рождении Спасителя. С этого момента можно разговеться сочивом (бел. куцця) – сладкой пшеничной кашей (в наши дни чаще рисовой), в которую добавляли сухофрукты, орехи, мак, мед.
Народные Коляды тоже являются общим наследием. Из-за сложившейся разницы между католическим и православным календарями Коляды (Святыя вечары) в разных местностях начинаются в свой день Рождественского сочельника – 24 декабря или 6 января. По традиции они продолжаются 14 дней.
Коляды имеют три знаковых дня – первую, вторую и третью кутью. В первую кутью празднуется Рождество Христово, как у католиков, так и у православных. На вторую кутью отмечают Новый год, у православных это Старый Новый год (13 января, Щедрый вечер, бел. Шчодрык). И заканчиваются Коляды третьей кутьей – на Крещение Господне. Так народная традиция соединилась с христианской независимо от конфессии.

Это время зимы по-особенному веселое и колоритное! Издавна по домам ходили ряженые, распевающие колядки – специальные праздничные песни, наполненные важными смыслами и пожеланиями. Они водили с собой "козу", "медведя" и других персонажей, разыгрывали представление и поздравляли хозяев. А те, в свою очередь, не скупились – одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой и салом... Люди верили, что будущий год воздаст им сторицей. В колядные дни в каждом доме готовили специальные блюда, незамужние девушки гадали на будущее и суженого.
Сегодня традиции колядования не исчезают и особенно колоритны в сельской местности. В белорусских деревнях сохранились интересные, даже уникальные обряды. Один из них – "Колядные цари" в Семежево – внесен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Коляды активно отмечают и горожане. По всей стране большие праздники в народных традициях организуются на уличных площадках, в парках, этнографических комплексах и музеях. Рождественские ярмарки, конечно, тоже не обходятся без старых традиций и знаменитых персонажей. А по-белорусски они и называются соответствующе – калядныя кірмашы. Многоквартирные городские дома вовлекают в общее веселье дети, которые устраивают процессии ряженых между этажами.
Особое очарование зимним торжествам придает сохранившееся старинное искусство белорусов – батлейка. Этот миниатюрный театр кукол широко распространился с начала XVI века и был одним из любимых развлечений публики в праздники, на ярмарках, во время выступлений странствующих артистов. Идея батлейки выросла из храмовых мистерий, посвященных чуду рождения Христа. Как раз в XVI столетии религиозные представления вышли за стены храмов в виде батлейки – ящика с подвижными куклами – и органично вплелись в празднично-обрядовый календарь. Сегодня представления батлейки по-прежнему показывают на рождественских ярмарках и народных фестивалях в разные сезоны года, традиции искусства хранят и развивают школьники, студенты, профессиональные и любительские актерские коллективы.
Санта-Клаус, Отец Рождество (Father Christmas), Мороз Иванович и Дед Мороз, Йоулупукки, Пер-Ноэль, Бефана… У многих стран есть свой национальный зимний волшебник. А в Беларуси их даже два: хорошо известный многим Дед Мороз и еще более древний персонаж национальной мифологии – Зюзя. Задолго до святого Николая и Деда Мороза он считался главным зимним божеством.
В представлениях предков Зюзя – олицетворение холода и стужи – был весьма примечательным. Это мужичок низкого роста, лысый, но с длинной косматой бородой. Он носил тулуп, ходил по снегу босиком, а своей железной булавой мог стучать по земле и деревьям, нагоняя трескучие морозы. До XIX века в белорусских деревнях именно Зюзя был главным персонажем новогодних праздников. Люди говорили: "Зюзя на дворе – кутья на столе!". И оставляли угощение за порогом, чтобы он не лютовал и не насылал крепкие морозы. Кроме того, сохранилось в народных поверьях и еще одно название чародея – Дед Зимник или просто Зимник…
И сегодня, когда в разных регионах Беларуси к рождественско-новогодним праздникам открываются сказочные усадьбы, гостей часто встречают герои национальной мифологии с местным этнокультурным и географическим колоритом. На Витебщине – Зюзя Поозерский, на Гомельщине – Полесский Зюзя, на Гродненщине – Зимник Налибокский или Дед Зимник.
Часто встречается и Дед Мороз, в том числе с необычной, привлекающей туристов тематической "биографией". Например, в мемориальном комплексе партизанской славы "Хованщина" (Ивацевичский район) на всю зиму поселяется партизанский Дед Мороз, на "Линии Сталина" резиденцию открывает армейский Дед Мороз (Генералиссимус).

Главный белорусский Дед Мороз живет в самом древнем лесу Европы – Беловежской пуще. Его поместье открыто круглый год, и в разные сезоны года волшебник предстает перед гостями в соответствующем образе. Зимой – в традиционном теплом облачении ярко-красного цвета с золотыми узорами и белыми мехами, летом – в легкой льняной одежде, лаптях и плетеной соломенной шляпе. А вот другие персонажи – внучка Снегурочка, Матушка Зима и ее дочери Вьюга, Стужа и Метелица – приезжают в беловежское поместье только на зимний праздничный сезон.
В семьях современных белорусов к детям традиционно "приходит" и кладет подарки под ёлку Дед Мороз. В его ожидании главное – крепко уснуть и не пытаться подглядывать. Впрочем, в глобальном мире все знают и про Санта-Клауса, и про других персонажей, так что ограничений, в кого верить, не существует.
В праздничные дни в каждой семье с удовольствием смотрят кино- и мультфильмы со всего мира, которые стали классикой Рождества и Нового года – с разными героями и традициями.

Климат Беларуси предполагает выраженные сезоны. И, конечно, зимой к Рождеству и Новому году все жители страны рассчитывают на красивые снежные пейзажи, бодрящий мороз и по-особенному уютную атмосферу. Огни уличной иллюминации, увитые гирляндами ёлки на площадях, сверкающие витрины магазинов и украшенные окна жилых домов – в сочетании со снегом и рано наступающей зимней темнотой это создает радостное настроение.
Однако в последние десятилетия белорусская зима нередко становится теплой, дождливой, бесснежной даже в период любимых праздников. Магию Рождества это не отменят, уличная иллюминация по-прежнему дарит приятный контраст с темнотой, но к погодным условиям стоит быть подготовленными.
Атмосферу Рождества в храмах создают традиционные зимние украшения – свечи, гирлянды, хвоя, и, конечно, вертепы. Их можно увидеть по всей стране в костелах и православных церквях. Есть и удивительные!
Например, в костеле Девы Марии Ангельской (Францисканском костеле) Гродно каждый год собирают уникальный механический рождественский вертеп – самый большой и старый из сохранившихся в Беларуси. Религиозная инсталляция показывает знаменитый сюжет – Вифлеемскую пещеру, где появился на свет младенец Иисус, склонившихся над ним родителей Марию и Иосифа, скромные ясли, пастухов и животных, волхвов и рождественскую звезду. Много и других персонажей – артистов и музыкантов, которые, по задумке, восхваляют рождение Иисуса. А главное, герои словно оживают, когда включается механизм.
В середине 1960-х годов композицию создал настоятель костела отец Аркадий Вальтос, обладавший талантами художника и инженера. Он изготовил все декорации и персонажей, собрал и запустил в движение сложный механизм. Каждая из фигурок не только двигалась по своей траектории, но и была динамичной. Герои играли на скрипке, отбивали барабанную дробь и растягивали меха аккордеона, снимали шляпу, поворачивали голову, поднимали руку для приветствия. Механический вертеп стал настоящей достопримечательностью города, привлекая многочисленных жителей и гостей! Спустя некоторое время его запретили собирать, а после смерти отца Вальтоса сложную композицию не устанавливали и много лет хранили на чердаке. В начале 2000-х вертеп отреставрировали и начали ежегодно собирать, дополняя современными фрагментами. Однако до конца замысловатый механизм не восстановлен, поэтому сегодня многие герои инсталляции не выполняют движений.
В некоторых местах Беларуси можно увидеть живые рождественские вертепы. Один из самых известных появляется у стен древнейшего действующего православного храма страны – Коложской (Свято-Борисоглебской) церкви, построенной в Гродно в XII веке. К православному Рождеству во дворе устанавливают деревянный шалаш, который призван напоминать Вифлеемскую пещеру, где родился младенец Иисус. Вместе с изображениями библейских героев внутри, на подстилке из соломы, находятся настоящие животные – барашки с маленьким ягненком, порой даже ослик. Живой вертеп помогает верующим более ярко пережить и понять атмосферу рождественской ночи, увидеть, что младенец Иисус появился на свет в очень скромных условиях.

Белорусские зимние ярмарки – калядныя кірмашы – не столь масштабны и известны многовековой историей, как знаменитые рождественские ярмарки Европы. Но и в нашей стране они очень колоритные, душевные, гостеприимные! В крупных городах возрождаются забытые старые традиции и внедряются новые идеи, чтобы у каждой ярмарки был свой эксклюзив.
Антураж рождественских ярмарок, безусловно, похожий: деревянные домики, где продают всевозможные украшения, подарки и сувениры от ремесленников, ёлки и уютные огни иллюминации, ароматы уличной еды, выпечки и горячих напитков, карусели, музыка, развлечения, нередко – мини-резиденции Деда Мороза и спектакли знаменитой белорусской батлейки, катки с настоящим или искусственным льдом.
При этом в каждом городе организаторы стараются добавить что-то интересное и необычное. Например, в Бресте изюминкой главной рождественской ярмарки на улице Гоголя стал самый большой самовар в Беларуси.

Огромный 380-литровый самовар сделан белорусскими мастерами на заказ и уже завоевал популярность среди жителей и гостей страны. Топится он на дровах из граба, ольхи и березы, а ароматный чай заваривается с натуральными травами. Благодаря объему сосуд остывает медленно, так что попробовать брестский чай можно всегда. В масштабной зоне самовара обустраивается также чайный бар, где в дополнение к напитку можно приобрести имбирные пряники, пироги, булочки, в том числе известные европейские лакомства (трдельники, вафли, лангош). Здесь же готовят знаменитые горячие напитки – сбитень и глинтвейн.
Центральная рождественская ярмарка Минска – "Калядны кірмаш" – традиционно открывается у Дворца спорта. Это площадка расположена на набережной Свислочи, откуда через водную гладь (или лед морозной зимой) открывается вид на старинное Троицкое предместье. Недалеко находится и исторический центр Минска – Верхний город, где зимой также организуется яркая праздничная зона.
В рождественскую традицию Минска превращается Зимняя ярмарка belbet – с необычными концептуальными решениями и ярким единым стилем. В сезоне 2023/2024 она открылась на площадке у главного театра страны – белорусского Большого, в 2024/2025 – у "алмаза знаний" Национальной библиотеки Беларуси.
Атмосферные рождественские праздники устраивают известные локации стритфуда в Минске – "Песочница", "Лучшая улица", "Лидбир Двор"…

Атмосферу любимых зимних праздников в Беларуси поддерживают яркие культурные события. Элегантные рождественские балы проходят в знаковых исторических локациях, сочетая давние традиции аристократов, праздничное настроение и богатую программу мероприятий для всех возрастов. Как правило, включены классические парадные танцы (полонез, менуэт, вальс, мазурка), салонные игры и развлечения, музыкальные выступления, театрализованные представления, мастер-классы по бальным танцам...
Знаменитый Мирский замок – белорусская жемчужина из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО – устраивает Рождественский бал-маскарад и Детский рождественский бал. Эти вечера приобрели международную популярность и привлекают гостей из разных стран. Сценарии меняются каждый год, что делает события интригующими и всегда по-новому интересными.
Фестиваль "Рождество в Несвиже" дарит публике великолепные музыкальные концерты в антураже дворцово-паркового ансамбля, который столетия назад являлся резиденцией могущественного рода Радзивиллов. Сегодня это тоже – объект всемирного наследия ЮНЕСКО, поражающий гостей красотой и богатой историей.
Очаровательные рождественские балы проходят в Музее-усадьбе Михала Клеофаса Огинского (д. Залесье, Сморгонский район), музее "Усадьба Немцевичей" (д. Скоки, Брестский район).
Одним из главных событий сезона в Большом театре Беларуси является ежегодный Минский международный рождественский оперный форум, который впервые состоялся в 2010 г. В декабрьские вечера он дарит публике премьеры национальной сцены, яркие постановки театров-партнеров и великолепный гала-концерт лауреатов Международного конкурса вокалистов. Помимо форума, в декабре самым частым спектаклем афиши становится, конечно же, балет "Щелкунчик", и билеты на него раскупаются задолго до начала зимы. В 2025-м белорусские артисты презентуют новую версию рождественской сказки.
В январе проходит еще одно необычайно атмосферное мероприятие главного театра страны – Большой новогодний бал в Большом, или бал на Старый Новый год. В ночь с 13 на 14 января здесь собираются элегантные гости, чтобы отметить любимый праздник вместе с артистами. Великолепная музыка, лучшие оперные голоса, живое исполнение оркестра, круговорот танцев в фойе театра, развлечения, розыгрыши, улыбки – этот вечер способен подарить впечатления и эмоции, которые в современном ритме жизни приобрели особую ценность.

В каждой белорусской семье сохраняются и общие, национальные традиции празднования Рождества, и фамильные, уникальные. Все украшают жилища, наряжают ёлки, готовят подарки близким. Кстати, в последние десятилетия в городках и деревнях с частной застройкой все больше жителей декорируют свои дома уличной иллюминацией, что добавляет сказочной атмосферы, дарит хорошее настроение проезжающим или проходящим мимо. Проводятся даже местные конкурсы на лучшее рождественское украшение дома.
В предпраздничное время в общественных местах – торговых центрах, на улицах, вокзалах – особенно многолюдно, и это стоит учитывать, планируя передвижения и отдых. Беларусь – довольно большая страна, поэтому желающим воссоединиться с семьями на праздники приходится преодолевать значительные расстояния. Билеты необходимо бронировать заранее, а водителям рекомендуется отправляться в путь заблаговременно.
В Рождественский сочельник жители, придерживающиеся религиозных традиций – и католики, и православные – отправляются на торжественные богослужения в храмы. Они всегда очень красивые и воодушевляющие, дарят каждому возможность ощутить дух единения. В Беларуси крупнейшие рождественские богослужения двух основных конфессий – с участием глав церквей – транслируются в прямом эфире телевидения и интернете, в том числе с сурдопереводом. И это позволяет всем, даже находясь не в храме, приобщиться к торжеству. Кроме того, в эфире показывается рождественское богослужение из Ватикана с участием Папы Римского, послание и благословение "Граду и миру".
После торжественного богослужения верующие собираются дома за рождественским столом.
В современной Беларуси традиция дарить друг другу подарки больше относится к Новому году, но многие, поздравляя близких с Рождеством, преподносят сюрпризы именно в этот светлый день.
Рождество, как правило, праздник семейный – уютный, душевный, замедляющий ритм. Но после наступает активное время приятных визитов к друзьям и родственникам.
Какие блюда подавать на Рождество – в старину определял устоявшийся канон, разве что были вариации в зависимости от местности и конфессиональных традиций. В наше время во многих белорусских семьях чаще готовят то, что любят и считают праздничным. Разнообразие продуктов в магазинах, доступность полуфабрикатов и готовых блюд сделали даже рождественский стол более простым в подготовке. Сейчас не все самостоятельно пекут пироги и лепят вареники. И уж точно немногие к Щедрому вечеру разделывают кабана, начиняют колбасу и солят сало.
По традиции на Рождество у белорусов было принято готовить 12 постных блюд – как символ 12 апостолов Христа, а также 12 месяцев года (благодарность за прошедший и надежда на будущий). Рождественский стол устилали светлой льняной скатертью, под которой обязательно раскладывали сено или солому, символизируя ясли, где родился Иисус. И только с появлением первой звезды на небе семья могла приступить к трапезе, завершая Рождественский пост.
Главное блюдо рождественского стола – кутья. Не только в белорусской, но в целом в славянской культуре это традиционная обрядовая каша из цельных зерен (чаще всего пшеницы, риса или ячменя) с медом, маком, изюмом и орехами. Точный рецепт приготовления в каждом регионе Беларуси мог быть свой: где-то добавляли больше сухофруктов, в других местностях – орехов или мака. Но значение было единым. Пшеница символизировала вечную жизнь, мак – достаток, мед – здоровье и сладкую жизнь, орехи – силу и богатство. Как правило, кутью оставляли на столе на ночь, чтобы и души умерших предков присоединились к трапезе.
Среди других блюд праздничного рождественского стола – постный борщ, вареники с разными начинками, блины (пшеничные, картофельные), тушеная капуста, рыба, пироги, печеные яблоки, ломанцы (хрустящие тонкие лепешки), взвар (напиток из сухофруктов), соленья и квашения…
Каждое блюдо белорусы также связывали с определенным значением, а для Рождества традиционный рецепт мог немного усложняться. Например, борщ был символом твердости веры, победы над нечистой силой. В белорусский постный борщ, помимо свеклы, могли добавлять грибы, фасоль, душистые травы, в некоторых регионах даже сушеные груши или яблоки…