Официальный сайт Республики Беларусь
Туризм
Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси
| Главная | Туризм | Гид по Беларуси: идеи для ваших путешествий!

Гид по Беларуси: идеи для ваших путешествий!

Что посмотреть в Поставах и окрестностях: неоготический костел из топ-10 самых высоких в Беларуси, дворец графа-орнитолога и уникальный барочный ансамбль на старой Рыночной площади

Что посмотреть в Поставах и окрестностях: неоготический костел из топ-10 самых высоких в Беларуси, дворец графа-орнитолога и уникальный барочный ансамбль на старой Рыночной площади

Белорусское Поозерье – край удивительной красоты и многообразия. Сошедший около 10 тысяч лет назад ледник, который занимал север нынешней Беларуси, сформировал его холмистый ландшафт – с зеркалами свыше трех тысяч озер и переплетением сотен рек. Сегодня наиболее популярными туристическими жемчужинами региона являются Браславские озера и курортный Браслав, Нарочанский край, обрамляющий самое большое озеро Беларуси, легендарный болотный массив Ельня. Но сокровищница Белорусского Поозерья еще богаче! …На берегах реки Мяделки и образованных ее течением озер столетия назад возникли Поставы. В историю страны город вошел как владение ярких представителей рода Тизенгаузов и один из значимых культурно-научных центров своего времени, горячая точка на линии фронта Первой мировой войны, где разворачивались бои крупной Нарочской операции 1916 года. До нашего времени Поставы и окрестности сохранили не только редкое, но даже уникальное для Беларуси наследие. И непременно восхищают путешественников тонкой гармонией старинной архитектуры и ландшафтов Поозерья.

Первые поселения в этой местности относятся к эпохе позднего неолита и раннего бронзового века, о чем свидетельствуют результаты раскопок на берегу Задевского озера в западной части Постав. Кстати, тысячи лет на Свентянской гряде у реки Мяделки жили мамонты: найденные археологами останки экспонируются в местном музее.

Существует несколько версий происхождения названия города. Одна из них опирается на термин "постав" – "строение, постройка, здание", "мельничное устройство", "лесопильный стан". Другая отсылает к слову "став" – "пруд, запруда", т.е. буквально – город, расположенный "по ставы". Третья связана с балтским названием pastovis – "стоячая вода", "место, где медленно течет вода". Можно услышать также и о многочисленных военных событиях, из-за которых жителям нередко приходилось жить "по уставу"…

Впервые в письменных источниках Поставы упоминаются в 1409 году, когда великий князь Витовт в дарственной грамоте отдал деревню Посадник в вечное пользование Зеновию Братошичу – основателю рода Зеновичей. Очень скоро деревня стала местечком и получила название Поставы.

В последующие времена имение Поставы неоднократно переходило от одних владельцев к другим. Земли продавались и наследовались, менялись и отдавались в качестве приданого. Так продолжалось до начала XVIII века, когда хозяевами стали Тизенгаузы. Они владели Поставами около 160 лет.

Заметный след в истории и облике города оставил Антоний Тизенгауз. Подскарбий надворный литовский, финансист и меценат, он с большим энтузиазмом принялся развивать и свое родовое имение. Цель стояла весьма амбициозная – превратить Поставы в культурный и промышленный центр. Для этого в местечке начали организовываться мануфактурные производства. Среди более трех десятков новых предприятий были бумажная и полотняная фабрики, персиарня, кожевенный завод, несколько мельниц. Преобразования затронули и архитектуру Постав. За 1760-1770-е гг. в местечке выросли 22 каменных здания: торговые ряды, ремесленные дома, городской суд и канцелярия, школа, гостиница, больница. Очаровательный ансамбль застройки центральной площади спроектировал известный архитектор Джузеппе де Сакко.

В 1791 году Поставы получили статус города. После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году территория вошла в состав Российской империи. Город стал центром уезда и заимел собственный герб, впрочем, административно вскоре вновь превратился в местечко. В 1881 году поставское имение как наследство супруги перешло графу Александру Пшездецкому.

Яркой страницей в истории Постав стал период с 1899 года до начала Первой мировой войны, когда здесь находилась Школа парфорсной охоты – отделение Высшей офицерской кавалерийской школы в Санкт-Петербурге. В качестве главного корпуса использовался построенный Пшездецкими охотничий замок, в котором было более ста комнат и другие помещения, а рядом находились казармы для нижних чинов, конюшни, зверинец и псарня, трассы для скачек и конкурное поле, теннисный корт. В окрестных лесах офицеры совершенствовали навыки управления лошадью: охотничьи собаки гонят зверя, не обращая внимания на препятствия, а всадник должен следовать за сворой и преодолевать любые преграды. В процессе такой охоты нередки были случаи получения тяжелых увечий. На рубеже XIX-XX веков поставскую школу прошла практически вся гвардейская кавалерия российской армии.

Относительно спокойный период XIX столетия сменился страшной катастрофой в начале XX века. В годы Первой мировой войны через Поставы проходила линия фронта. В сентябре 1915 года город захватили кайзеровские войска. В октябре немецкое наступление было остановлено, однако под контролем немцев оказалась западная часть Постав.

После ухода кайзеровских частей в 1919 году в борьбу за контроль над Поставами вступили большевицкая и польская армии. По итогам Рижского мирного договора Поставы вошли в состав Польши, став центром повета.

В сентябре 1939 года Западная Беларусь, в том числе и поставские земли, воссоединились с БССР. Но мирная жизнь продлилась недолго: уже 6 июля 1941-го город оккупировали войска гитлеровской Германии. В апреле 1942 года немцы организовали гетто, куда согнали евреев из Постав и окрестных деревень. Число узников составляло около 4 тыс. человек. К ноябрю того же года гетто уничтожили…

Поставы освободили 5 июля 1944 года войска 1-го Прибалтийского фронта в ходе Шауляйской операции.

Сегодня Поставы – город с населением почти 18,5 тыс. человек, значимый промышленный центр, известный далеко за пределами Беларуси своим молочно-сырным брендом и уникальным для СНГ производством мебели для учебных заведений. Все более популярным он становится и как туристическая дестинация с интересной историей, необычайно колоритной атмосферой и оригинальной архитектурой, живописной природой. Ярким культурным событием Постав является ежегодный Международный фестиваль народной музыки "Звіняць цымбалы і гармонік".

Знаете ли вы, что…

Самые крупные и известные озера поставского края – Большие и Малые Швакшты – входят в состав гидрологического заказника "Швакшты" национального парка "Нарочанский". Знаменитый природный комплекс "Голубые озера" также частично расположен на территории Поставского района.

Костел Святого Антония Падуанского

Архитектурная доминанта Постав – костел Святого Антония Падуанского, построенный в стиле неоготики из красного кирпича. Он стоит на берегу реки Мяделки в самом центре города на знаковом месте городища XV-XVIII веков.

История прихода Святого Антония Падуанского и Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Поставах началась еще в 1522 году, когда в местечке построили деревянный костел Богоматери. В ходе войны 1654-1667 гг. между Речью Посполитой и Российским государством храм уничтожили. В 1689-м возвели новый, однако во второй половине XVIII столетия он пострадал от огня. В 1760 году на средства Антония Тизенгауза костел был восстановлен, но история повторилась – здание испепелил очередной пожар уже в 1837 году.

В 1840 г. католическому приходу передали деревянный францисканский костел, стоявший на территории древнего городища рядом с монастырем, закрытым в 1832-м. К концу XIX века здание находилось в аварийном состоянии, поэтому было решено построить новый храм из более долговечного материала. Возведение началось в 1880 году по проекту архитектора Артура Гойбеля. Спустя семь лет на берегу Мяделки вырос величественный костел, освященный под титулом Святого Антония Падуанского и Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

На протяжении ХХ века храм переживал разные периоды. Во время Первой мировой войны был значительно поврежден, позже восстановлен и вновь открыт для прихожан. В 1950-е закрыт и приспособлен под склад, с 1968-го два десятилетия был производственным цехом завода. После возвращения верующим началась реставрация, продолжавшаяся до 1993 года. Она обновила внешний облик и полностью возродила внутреннее убранство костела. В том числе был создан новый орган.

Поставский костел – однобашенная трехнефная базилика с трансептом, пятигранной апсидой и боковыми ризницами в виде башен. Основной объем и крылья трансепта накрыты двускатной крышей, средокрестие подчеркнуто изящным шпилем. Апсида завершена граненой крышей, ризницы – шатровой.

Благодаря устремленному в небо шпилю башни, костел в Поставах входит в десятку самых высоких католических храмов Беларуси и занимает 6-е место (около 52 м).

Где: ул. Набережная, 10

Дворец Тизенгаузов: резиденция, ставшая больницей, музейная экспозиция в подвалах и памятники выдающимся аристократам

С Поставами род Тизенгаузов связан с 1722 года, когда здешнее имение как приданое Анны Беганской перешло к супругу Бенедикту Тизенгаузу. После его кончины наследство получили три сына, однако Антоний Тизенгауз выкупил доли братьев и, став единственным хозяином, затеял здесь настоящий переворот. Городок с деревянной застройкой начал стремительно меняться: появились десятки производств, сформировалась новая торговая площадь с прекрасными каменными зданиями по проекту архитектора-итальянца Джузеппе де Сакко. А в 1760 году с его же участием началось строительство новой графской резиденции в стиле классицизма.

Антоний Тизенгауз, занимавший высокий пост подскарбия Великого княжества Литовского и гродненского старосты, был крупным общественно-политическим деятелем и необычайно активным человеком. Но когда он занялся еще более масштабными проектами в Гродно, работы в Поставах в 1770-е годы замедлились. После смерти бездетного Антония владения перешли к родственникам, уделявшим больше внимания другим имениям.

Продолжил дело внучатый племянник Антония – Константин Тизенгауз, который поселился в Поставах в 1814 г. Благодаря ему реконструкция и дальнейшее строительство возобновились, и на берегу Мяделки вырос прекрасный дворцово-парковый ансамбль.

Известный ученый-зоолог и орнитолог, Константин Тизенгауз превратил фамильную резиденцию в научный и культурный центр. В своем дворце он создал один из крупнейших орнитологических музеев в Европе: коллекция насчитывала более 3 тыс. чучел птиц. Кроме того, увлеченный живописью граф собрал внушительную картинную галерею, в которой, по свидетельствам современников, были полотна да Винчи, Рембрандта, Рубенса, Дюрера, Брейгеля и других мастеров – всего около 600 работ. В библиотеке хранились раритетные издания, старинные документы и гравюры. К сожалению, эти ценности были утрачены во время двух войн – сначала Первой мировой, а позже Великой Отечественной.

В 1941–1944 годах дворец занимала немецкая кавалерийская часть. После Великой Отечественной войны здание отремонтировали. Бывшее дворянское гнездо перевоплотилось в медицинское учреждение: существенно изменилась планировка, исчезли элементы лепного декора… И в наши дни старинный дворец Тизенгаузов является корпусом Поставской районной больницы.

Экс-резиденция представляет собой П-образное в плане одноэтажное здание с двускатной крышей. Центр главного северного фасада выделен шестиколонным тосканским портиком. Когда-то вокруг дворца был разбит регулярно-пейзажный парк площадью около 10 га, некоторые его фрагменты сохранились и сегодня.

Перед дворцом установлены памятники двум ярким представителям рода, которые сделали много для процветания Постав. Скульптуры аристократов воплотили их характеры и занятия. Бронзовый Антоний Тизенгауз с устремленным вперед решительным взглядом в уверенной позе стоит у столика с развернутыми документами. Константин Тизенгауз изображен как ученый-орнитолог: у его правой ноги расположилась сова – символ мудрости, а на правую руку присели еще две птицы.

Несмотря на то, что бывший дворец является корпусом больницы, посетить его могут и туристы. С 2014 года в отреставрированных подвальных помещениях работает отдельная экспозиция Поставского краеведческого музея. Один из залов рассказывает о жизни и деятельности графа-ученого Константина Тизенгауза. Второй раздел посвящен существовавшей в Поставах Школе парфорсной охоты. Наконец, самая масштабная выставка представляет события Первой мировой войны на Поставщине.

Где: ул. Советская, 73

Храм Святителя Николая Чудотворца

В историческом центре Постав располагается еще одна архитектурная жемчужина – белокаменная православная церковь Святителя Николая Чудотворца. Ее построили в 1894 году на месте сгоревшей деревянной. Интересно, что уже более 130 лет два главных храма-символа города, возведенные практически в одно время – костел Святого Антония Падуанского и православная церковь Святителя Николая Чудотворца – стоят на противоположных берегах Меделки, а их башни и купола отражаются в водах реки.

Первые упоминания о церкви в Поставах относятся к 1628 году. В 1713-м в городе существовал базилианский униатский храм. Из-за детской шалости с ракетой в 1815 году он сгорел вместе со зданием приходской школы и соседними строениями. Владелец города Константин Тизенгауз отдал верующим каменное двухэтажное здание на противоположной стороне площади.

Очередной огонь в 1886 году погубил и этот временный храм. На деньги графини Марии Пшездецкой (дочери Константина Тизенгауза) и других спонсоров его довольно быстро восстановили. Тем не менее, вскоре он перестал вмещать всех верующих, поэтому было решено возвести новый. Фундамент каменной церкви заложили в 1891 году, и уже в 1894-м ее освятили в честь Святого пророка Осии.

Храм не закрывался даже во время Великой Отечественной войны, продолжал принимать прихожан и в годы атеизма. В период перестройки церковь отреставрировали и переосвятили в честь Святителя Николая Чудотворца.

Белоснежный поставский храм – образец ретроспективно-русского стиля. Это прямоугольное в плане здание, с закругленной апсидой и боковыми ризницами, притвором, над которым возвышается звонница. Колокольня накрыта шатровой крышей с небольшим куполом на вершине. Центральный двухъярусный кубический объем, где располагается молитвенный зал с боковыми приделами, венчают пять куполов. В центре храма стоит одноярусный позолоченный иконостас с образами XIX-XX веков.

Где: пл. Ленина, 22

Архитектурный ансамбль Рыночной площади XVIII века в стиле барокко

На главной площади Постав можно увидеть, без преувеличения, уникальную достопримечательность Беларусиансамбль городской застройки XVIII века в стиле барокко – самый цельный и старый из сохранившихся в стране. Дело в том, что в других городах Беларуси комплексы подобного типа не уцелели, есть лишь разрозненные здания более позднего периода – середины и конца ХIХ века.

Столетия назад площадь называлась Рыночной и, конечно же, здесь кипела жизнь. Для масштабных преобразований Постав Антоний Тизенгауз пригласил одного из ведущих архитекторов ВКЛ итальянца Джузеппе де Сакко. По его проекту в 1760-1780-е годы вырос колоритный ансамбль в стиле барокко. В центре площади было построено большое торговое здание, где под одной крышей находилось 26 лавок, а вокруг появились кирпичные двухэтажные здания общественного назначения и одноэтажные жилые дома ремесленников.

Несмотря на разрушительные войны и несколько больших пожаров, основная часть ансамбля уцелела вплоть до 1950-х годов. Тогда снесли несколько зданий, включая крытые торговые ряды, пострадавшие во время Великой Отечественной войны. Сейчас здесь разбит сквер с фонтаном. До наших дней на западной стороне площади сохранились "каменица двухэтажная казенная для заезда" (гостиница), в которой сейчас работает Поставский краеведческий музей, аптека (дом врача), не менявшая свое предназначение. В северной части находятся старинные дома ремесленников. Сегодня здесь размещаются административные учреждения и магазины.

Поставский ансамбль своим обликом напоминают застройку голландских городков. Интересно, что изначально каменными были только выходящие на площадь фигурные фасады зданий, остальные стены были деревянными. Но позже дома целиком стали кирпичными.

Где: пл. Ленина, 1, 9, 11/2, 13, 14, 15

На площади Ленина в Поставах захоронены советские солдаты, погибшие во время Великой Отечественной войны, а также стоит памятник В.И. Ленину.

Поставский районный краеведческий музей

В здании XVIII века, которое долгое время служило гостиницей, работает Поставский районный краеведческий музей. Основанный в 1974-м, он открыл двери для посетителей спустя два года.

Сегодня музей хранит 10 тыс. экспонатов основного фонда и 8 тыс. научно-вспомогательного. Его залы-разделы посвящены природе, археологии, истории и этнографии Постав и района, событиям Великой Отечественной войны в этих краях.

Среди интересных экспонатов – найденные археологами останки мамонта, каменные и железные топоры, ножи, шилья, фрагменты керамики, наконечники копий, женские украшения, старинная посуда, карты, документы, фотографии, книги, предметы интерьера и быта, инструменты. Также воссоздан интерьер белорусской хаты первой половины XX века, представляющий традиционное крестьянское жилище с печью и предметами быта: мебелью, посудой, орудиями труда, одеждой, элементами декора.

Учреждение проводит множество различных мероприятий: экскурсии по музейным экспозициям, а также историческому центру города, квесты, выставки, встречи с интересными людьми, интерактивные игры, презентации, круглые столы и др.

Где: пл. Ленина, 11/2

Отдельная экспозиция Поставского краеведческого музея размещена в подвальных помещениях дворца Тизенгаузов, который является корпусом действующей больницы. Здесь сделан акцент на событиях Первой мировой войны в Поставах и крае, а также личности графа-ученого Константина Тизенгауза.

Водяная мельница – Дом ремесел "Стары млын"

Невдалеке от основного ансамбля городской площади у моста-плотины на берегу Мяделки сохранилось здание старинного промышленного объекта – трехэтажной водяной мельницы. Она была возведена на месте сгоревшей во второй половине XIX века: точная дата строительства неизвестна, но не позднее 1866 года.

В свое время поставская мельница стала одной из крупнейших и наиболее передовых в крае. На цокольном этаже была установлена турбина с многоступенчатой трансмиссией, на первом – принимали готовую продукцию, на втором находились жернова, перемалывавшие зерно, а на третьем во вспомогательных помещениях располагались машины для очистки и лущения зерна. Долгие годы мельница служила на благо города, пока не отпала необходимость в таком сооружении.

Здание спроектировано в стиле позднего классицизма и является ценным памятником промышленной архитектуры. Прямоугольное в плане строение накрыто двускатной крышей. В центре главного фасада – крупный ризалит. Входная группа исполнена в виде циркульного арочного проема с двумя короткими колоннами. Массивные стены прорезаны небольшими прямоугольными окнами, а также разделены межэтажными поясами и карнизом.

В 1994 году здание отреставрировали, а с 1998-го в нем располагается Дом ремесел "Стары млын". В залах экспонируются предметы народного творчества, проводятся жанровые выставки и различные мастер-классы.

Где: ул. Красноармейская, 10

Камаи: один из самых старых и редких костелов Беларуси – храм-крепость Святого Иоанна Крестителя, древний каменный крест и парк композитора

В агрогородке Камаи – известном еще с древних времен местечке поставского края – находится одна из старейших католических святынь Беларуси. Костел Святого Иоанна Крестителя построен в 1603–1606 годах по распоряжению владельца местечка Яна Рудомина-Дусятского и относится к редкому типу культовых сооружений – оборонительному: подобных храмов в стране не более десяти. Наиболее известными сегодня являются храмы-крепости в Мурованке и Сынковичах. Изначально и камайский костел был схож с ними по архитектуре, однако после ряда перестроений в разные периоды он приобрел свой особый облик.

Камайский храм-крепость с элементами готики и ренессанса впечатляет строгостью и монументальностью на фоне окружающего пейзажа. Это прямоугольное в плане здание с полукруглой апсидой. Аскетичный фасад фланкирован двумя цилиндрическими башнями высотой 16 м. Они имеют два яруса круглых бойниц, которые охраняли вход в костел. Во время войн и конфликтов в XVII-XVIII веках храм нередко повреждали, но он всегда довольно быстро восстанавливался. Более того, костел в Камаях на протяжении своей истории не закрывался и служил прихожанам. Интересно, что раньше в его фасадную стену были вмурованы ядра от шведских пушек.

Интерьер храма впечатляет не меньше, чем внешний облик. Своды расписаны орнаментами в технике гризайль. Завораживают и четыре резных деревянных алтаря, в особенности центральный, созданный во второй половине XVIII века, с чудотворной иконой Матери Божьей Ченстоховской. В костеле хранится одна из картин известного художника Альфреда Ромера "Иисус Христос и сирота", которую мастер подарил храму за год до своей смерти. Еще одно сокровище – богато украшенный резьбой орган XVIII века, до сих пор он звучит для прихожан и гостей.

На улице перед храмом – каменный крест XV-XVI вв., который уже многие столетия символично охраняет покой костела и жителей деревни Камаи.

С храмом Святого Иоанна Крестителя связаны судьбы ярких личностей белорусской культуры. Некоторое время его настоятелем был ксендз, поэт, публицист и общественный деятель Казимир Свояк. Уроженец местечка Камаи Бронислав Рутковский – органист, музыкальный критик, дирижер и композитор начала ХХ века – именно здесь начал осваивать игру на старинном органе. А сегодня напротив костела можно прогуляться по уютном парку, названному в честь Бронислава Рутковского.

Лынтупы: величественный храм, утонченный дворец для французской актрисы, метеостанция у границы и пряник с историей в 500 лет

Городок Лынтупы близ белорусско-литовской границы привлекает путешественников интересным архитектурным наследием и кулинарной традицией, которой уже более… полутысячи лет.

В центре Лынтуп возвышается костел Святого Апостола Андрея. Еще с XV века на этом месте стоял деревянный храм, но в начале ХХ-го его уничтожил пожар. Хозяин лынтупского имения Юзеф Бишевский выделил средства на строительство нового необарочного каменного костела, который и был возведен в 1908–1914 гг. В советское время власти не однажды собирались его закрыть, но жители отстояли свой храм. Сегодня здесь хранится знаковая реликвия – икона "Святая Анна" конца XVIII – начала XIX века.

Интригующая достопримечательность Лынтуп – усадебно-парковый ансамбль Бишевских начала XX века в стиле позднего итальянского ренессанса. Он объединяет небольшой дворец, флигель, башню с бойницами, хозяйственные постройки, в том числе бровар, а также арочные мосты и фрагменты парка. Сейчас этот комплекс находится в частном владении, и хозяева планируют превратить его в туристический объект.

Бытует предание, что хозяин имения Юзеф Бишевский начал возводить ансамбль… для возлюбленной – французской актрисы, которая пообещала выйти за него замуж, если будет построен дворец. И Юзеф энергично взялся за дело! По проекту известного архитектора Тадеуша Растворовского в Лынтупах вырос изысканный ансамбль, окруженный парком. Каждая комната дворца была оформлена с большим вкусом, и роскошные интерьеры не повторялись. Тем не менее, женщина, ради которой было затеяно строительство, так и не стала супругой помещика. Юзеф Бишевский остался холостяком и продолжил жить в более скромном усадебном доме, а дворец использовал для приема гостей… После национализации в усадьбе многие десятилетия продолжал работать спиртзавод, в здании дворца некоторое время располагалась школа, однако позже экс-резиденция оказалась в запустении и сейчас ждет возрождения.

А вот настоящий "ренессанс" уже случился с кулинарно-историческим наследием Лынтуп – лакомством, которое многие века подавали в конце июля на праздник святой Анны. Считается, что годом рождения лынтупского пряника был 1440‑й, и история действительно интересна.

…После убийства великого князя литовского Сигизмунда Кейстутовича нависла угроза не только над ВКЛ, но и над семьей виленского воеводы Яна Довгерда: он был среди заговорщиков, а потом укрылся в родовом имении в Лынтупах. Выйти из сложного положения помогла его жена Анна. Несколько дней и ночей хозяйка провела на кухне и создала лакомство, которое на золотом подносе подала прибывшему 12-летнему королевичу Казимиру – сыну Ягайло и Софьи Гольшанской. Политически ситуация складывалась таким образом, что он должен был стать польским представителем в ВКЛ, что ослабляло статус княжества. Угощая королевича, Анна рассказывала об охотничьих приключениях в лынтупских лесах его деда Гедимина и дяди Витовта, после чего мальчик и сам согласился отправиться на охоту. Оттуда юный наследник в сопровождении Яна Довгерда умчался в Вильню, где их ждали князья и бояре. И 12 июля 1440 года Казимир Ягайлович против воли короля и сенаторов Королевства Польского был объявлен великим князем Литовским, Русским и Жемайтским… Так лынтупский пряник сыграл свою роль в сохранении независимости ВКЛ и обеспечении будущего рода Довгердов.

В 1459 году сын Довгердов Андрей построил в Лынтупах костел и дал наказ в честь матери и ее покровительницы святой Анны проводить в последнее воскресенье июля праздник, где и раздавали знаменитые пряники. Правда, до обычных жителей ароматное королевское лакомство дошло в варианте скромнее – с меньшим количеством специй и орехов. При этом традиционный старолынтупский пряник выпекался в форме сердца, а для цвета в него добавляли сок клюквы, малины и свеклы. Изменение в рецепт в начале XVI века внесла внучка Анны, заменившая овсяную муку на пшеничную. Так появился новолынтупский пряник – по сравнению со "старым" (из темного теста) он светлый, но не менее вкусный. В наше время рецепты восстановлены, и на праздниках в Лынтупах и Поставах можно попробовать старинное лакомство…

Жителям Беларуси Лынтупы известны в том числе благодаря сообщениям метеорологов и климатологов. В приграничном городке – в южной части грядово-моренной Свенцянской возвышенности – расположена метеорологическая станция Лынтупы.

Лучай: наследие княгини, костел Святого Тадеуша и памятник папе римскому

В письменных источниках Лучай известен еще с 1542 года. Но настоящий расцвет местечка связан с родом князей Огинских, купивших это владение в 1731 году. Благодаря им здесь появился прекрасный дворец, проходили астрономические наблюдения, другие интересные события. К сожалению, до наших дней постройки резиденции не уцелели, сохранился лишь фундамент лучайской башни обсерватории Виленского университета. Но до сих пор деревню украшает костел, строительство которого в 1766 году начала княгиня Эльжбета Огинская-Пузына, известная как весьма прогрессивная женщина своего времени, меценат, покровительница наук и студенчества. Дипломат и композитор Михал Клеофас Огинский приходился ей внучатым племянником. Деятельную хозяйку Лучая Адам Мицкевич упомянул в своей знаменитой поэме "Пан Тадеуш".

Возведение храма длилось 10 лет, а завершил работы троюродный брат княгини Тадеуш Огинский, получивший Лучай в подарок. Костел был освящен в 1777 году в честь его небесного покровителя – апостола Тадеуша ("Иуда – не Искариот", Фаддей). Великолепный храм, сочетающий элементы позднего барокко и классицизма, спроектировал итальянец Карло Спампани – один из известных архитекторов Речи Посполитой, в то время преподававший в Виленской иезуитской академии. Кстати, в 1779–1783 годах он был придворным архитектором Радзивиллов.

Трехнефная крестово-купольная базилика восхищала своим обликом. Внутри практически все плоскости были покрыты росписью в технике гризайль, имитирующей скульптурную лепку. В 1811 году в храме появился орган, который и сегодня чарует своим звучанием прихожан во время службы. Интересно, что в декабре 1821 года именно в лучайском костеле был освящен брак графа-ученого Константина Тизенгауза и Валерии Ванькович.

Как место богослужения для разных конфессий костел действовал до 1948 года, позже здание использовалось в качестве склада. Возрождение к духовной жизни началось в 1990 году. А в 2008-м возле костела установили первый в мире прижизненный памятник папе римскому Бенедикту XVI. Кстати, на территории костела есть и другие скульптуры. В центре искусственного водоема можно увидеть макет утраченного дворца Огинских.

Your mail*:
Friend mail*:
Your message: