Официальный сайт Республики Беларусь
Туризм
Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси
| Главная | Туризм | Гид по Беларуси: идеи для ваших путешествий!

Гид по Беларуси: идеи для ваших путешествий!

БЕЛАРУСЬ УДИВИТЕЛЬНАЯ: топ-10 народных чудес Витебской области

БЕЛАРУСЬ УДИВИТЕЛЬНАЯ: топ-10 народных чудес Витебской области

Северный край Беларуси славится не только живописными ледниковыми озёрами, но и редкими ремёслами, мастерами, сохраняющими древнее наследие, аутентичными обрядами с особым колоритом. Шуточная традиция сватовства "Женитьба Терешки", весёлая молодёжная игра с перевоплощением в Ящура, уникальные напевы "в перехлёст" на Полоччине, масленичная игра "Пахаванне дзеда", символизирующая перерождение природы… Чего только здесь не увидишь! Удивляют и местные хозяйки – своими поистине чудесными маляванкамі (разрисованные ковры), соломенными предметами интерьера, созданными в технологии спирального плетения, ажурными рушниками-кисеями… И как же без гастрономических чудес? Здесь вы попробуете ароматный ржаной хлеб, приготовленный по старинному рецепту в дровяной печи, и разгадаете секреты создания… масляного барана.

Колядная игра "Женитьба Терешки"

С наступлением зимних святок в деревнях Лепельщины принято проводить колядную игру "Женитьба Терешки" – один из самых зрелищных народных обрядов в северном регионе. Известно, что во времена Полоцкого княжества главный герой действа – Терешка – считался символом мужского достоинства и силы. По традиции вечерами (иногда и после полуночи) молодёжь собиралась в одном из домов или корчме и делилась на две группы: юноши становились в ряд у стены, девушки располагались ближе к печи. Участницы выбирали сватью, которая назначала "суженого" для себя и других. Действо сопровождалось песнями, танцами, шутками и комичными песенками-"терешками". Затем образовавшиеся пары усаживались за общий стол, а "маці" и "бацька" благословляли молодожёнов. Традиционно завершалось торжество играми в догонялки, танцами, песнями, шутками и, конечно, угощениями.

Согласно историческим записям, в XIX-ХХ веках "Женитьба Терешки" проводилась в деревнях Лепельского, Докшицкого, Верхнедвинского и Полоцкого районов. В 2009 году обряд был включён в государственный список историко-культурных ценностей Беларуси, претендует на включение в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Когда: 25 декабря – 7 января
Где: Лепельский район

Народная молодёжная игра "Ящур"

Необычный обряд-игра "Ящур" (бел. Яшчур, Яшчар) с древних славянских времён был распространён на землях Поставщины. Предполагают, он происходит от верований, что символ девичьей невинности – венок – нужно обязательно "выкупить" у юноши-Ящура. При этом девушке нельзя смеяться, когда Ящур её нарочно смешит, и наоборот, по его требованию она должна выполнять задания… В 2012 году это действо по рассказам сторожилов восстановили участники фольклорного кружка Гутского социально-культурного центра. И теперь оно проводится на этнографических вечеринках в честь Купалья, Рождества, во время пасхальной недели. Когда начинается игра, выбирается ведущий – Ящур, которого переодетым сажают в центре, а вокруг него движется хоровод девушек с песней. Во время хоровода Ящур выбирает себе "деву", с которой снимает венок или платок, а потом каждая девушка поет Ящуру традиционную песню-просьбу и выполняет задания, чтобы вернуть вещь. На вечеринке танцуют краковяк, лявониху, польку и другие танцы, а также играют в народные забавы "Адам и Ева", "Исповедь", "Голубка", "Ручеек", "В киселя", "Золото" и другие.
Где: Поставский район, д. Гута

Искусство рисованных ковров ("маляваныя дываны")

Причудливые звери и птицы, голубые реки и бескрайние зелёные просторы, знаменитые достопримечательности северного края, окаймлённые растительным орнаментом – всё это сюжеты рисованных ковров Витебского Поозерья. В народном искусстве они стали особым художественным течением с ярко выраженными приёмами, секретами композиции и уровнем стилизации. Традиции рисованного ковра сложились в 1920-е годы и развивались до 1960-х. В это время маляванкi стали обязательной деталью сельских интерьеров. Сегодня витебские мастера, которые работают в классических формах, но уже в своих авторских образах и сюжетах, бережно хранят и соблюдают традиции, передают секреты уникального ремесла молодым.

Традиция расписывать ковры была распространена в 1920-х в Глубокском, Шарковщинском, Поставском, Докшицком районах. В наши дни традиционное искусство рисованных ковров Витебского Поозерья внесено в список историко-культурных ценностей Беларуси.

Где: Глубокский район

Технология спирального плетения

Известное многим европейским народам из эпохи неолита спиральное соломоплетение является одной из старейших ремесленных технологий. С давних времён она была распространена по всей Беларуси. Хозяйки использовали её для изготовления одежды и обуви, предметов быта (например, ёмкостей для хранения продуктов) и домашнего интерьера – мебели, половиков и оконных занавесок. Благодаря таким мастерам как Адам Кравчук из Витебска, Пётр Кореник и Михаил Черкас из Браслава, удалось сохранить традицию. В наши дни взрослые и дети обучаются азам спирального плетения на кружках в культурно-историческом комплексе "Золотое кольцо города Витебска "Двина", Городокском Доме ремёсел и фольклора, Браславском музее традиционной культуры. Статус нематериальной историко-культурной ценности технология получила в январе 2020 года.

Где: Городокский, Браславский, Верхнедвинский районы

Традиционное блюдо "Масляной баран"

Около 200 лет назад в белорусской деревушке Матюково зародилась традиция готовить к пасхальной трапезе особое угощение – масляного барана. Одним из главных носителей технологии приготовления и хранителей этого необычного блюда сейчас является местная жительница Марина Хрол. Рецептура несложна, но сделать такое под силу далеко не всем.  Домашнюю сметану (вершки) взбивают в деревянной маслобойке, полученную массу процеживают и промывают в холодной воде, а затем добавляют соль. Податливое мягкое масло превращают в туловище будущего барашка. "Овечью шерсть" для украшения создают из кусочков, срезанных по краям: их отжимают через марлю и с помощью ножа прикрепляют к уже готовой фигуре. Завершают приготовление необычного блюда созданием декора: из разогретого воска делают рожки, из перца-горошка – глаза, а барашка украшают зеленью.

Где: Глубокский район, д. Матюково

Певческая традиция "в перехлёст"

Купальские и жатвенные песни "в перехлёст" (а это самобытная версия антифонных песнопений) – отличительная черта северо-западного региона Беларуси. Как правило, они исполняются напряжёнными и звонкими голосами, а строфы завершаются долгим унисоном. Особенность песнопений в том, что одну музыкальную фразу по очереди исполняют несколько групп певиц. Обычно существует один напев, на который распевается множество поэтических текстов. На протяжении почти пяти десятилетий (с 1975 года) народный фольклорный ансамбль "Галасы спадчыны" сохраняет старинные обрядовые антифонные песнопения, которые относятся к фольклорному наследию деревень Полоцкого района. Традиция сохранилась до наших дней благодаря семье бывшего руководителя ансамбля Веры Писюковой – её деду, который играл на скрипке и хорошо пел, бабушке-певунье, выступавшей на всех деревенских праздниках, и матери, которая переняла самобытную манеру и передала дочери.

Где: Полоцкий район, д. Богатырская

Обряд "Насіць намётку"

Символичный обряд "Насіць намётку" был распространён на белорусских землях в XIX веке. И в каждой местности он проводился по особым случаям, когда жители чувствовали приближение опасности и искали помощи у высших сил. Так обряд стал оберегом, амулетом. Собравшись в одном доме, женщины должны были всего за день или ночь соткать полотно – сколько успевали. Его несли вокруг деревни, а затем либо вешали на придорожном кресте, либо сжигали, либо жертвовали храму.

Сегодня обряд "Насіць намётку" можно увидеть в деревне Папшичи Глубокского района во время одного из важнейших праздников католического календаря – Дня Сошествия Святого Духа. Здесь традиция стала ежегодной. Местные жители рассказывают и свою историю обряда. По легенде, во время эпидемии (возможно, холеры) одна из женщин увидела сон про рыжего пса, который рвался войти в дом. Тогда односельчане соткали белую намётку (длинный рушник) и с молитвами и крестом пронесли её по деревне. Так, в отличие от соседних деревень, им удалось выстоять в борьбе со страшным недугом. С тех времён обряд совершают постоянно в один день. В нём принимают участие все жители: женщины трижды исполняют традиционную песню, дети несут намётку, на которую участники складывают пожертвование. Завершается шествие богослужением в каплице, где на год останется намётка как оберег деревни и её жителей от эпидемий, засухи и бедствий.

Когда: День Сошествия Святого Духа (по католическому календарю)
Где: Глубокский район, д. Папшичи

Старинный рецепт выпечки ржаного хлеба

Ржаной хлеб, испечённый по старинному рецепту, можно попробовать в деревне Дерковщина Глубокского района. Кулинарную традицию бережно хранит местная жительница Степанида Лупач, которая выпекает в дровяной печи ржаной хлеб различных видов – скороспелый, особый – в дорогу, на кленовых листьях, с салом. В самом процессе приготовления хлеба, занимающем 2-3 дня, выделяют несколько стадий – изготовление квасника (квас иногда заменялся сывороткой), замес и выпечка хлеба. Однако, по словам хозяйки, главный секрет домашнего хлеба – в специальной закваске из ржаной муки и воды. Мастерица с удовольствием готовит и угощает гостей хлебом, а также передаёт свой опыт учащимся местной школы искусств и участникам кружка из Дома ремёсел.

Где: Глубокский район, д. Дерковщина

Ажурное ткачество "кисея"

Ажурные рушники (в народе их называли кисеями) издревле украшали дома жителей Городокского района. Обычно белоснежные тканые полотна вешали в "красном" углу, обрамляли ими иконы. В северном регионе – крае озёр и снега – очень любили лёгкую белую ткань. И, например, только Городоччине свойственна переветь – вышивка по сетке. Особенность таких рушников, полотенец, скатертей – в разряженной структуре. Изделия ткут из отбеленных льняных нитей, а их края украшают связанными крючком кружевами. Техника изготовления рушников довольно сложная, поэтому даже современным мастерам требуется много времени, чтобы изучить её по готовым образцам (часто это означает посчитать буквально каждую ниточку), а затем попытаться воссоздать на старинных станках – как сотни лет назад – максимально приближённую к оригиналу копию.

Где: г. Городок и район. Ознакомиться со старинной традицией ткачества и образцами рушников, созданными по такой технологии, можно в мастерской Городокского Дома ремёсел.

Масленичная обрядовая игра "Пахаванне дзеда"

В первый день масленичной недели в Городокском районе проводится игра "Похороны деда", которая воссоздаёт традицию прощания с усопшим, однако символизирует перерождение природы, зарождение новой жизни. И если в других регионах прощаются с зимой, сжигая её чучело, то на Городоччине устраивают импровизированные похороны мифологического деда-предка. Причём, как правило, на прощание с ним приходят в основном пожилые женщины. Перед началом обряда участницы мастерят куклу-деда из соломы, укладывают головой к "красному" углу, оставляя ему символичные свечу в зерне, рюмку и хлеб. На похороны приглашают соседок, которые собравшись в доме, оплакивают покойного деда Тимку, переходя от причитаний к смеху. Затем же куклу выносят на улицу и везут на окраину хоронить. После этого хозяйка приглашает участников обряда на поминки, которые превращаются в весёлое застолье с песнями и танцами и даже народными частушками.

 Где: Городокский район

Your mail*:
Friend mail*:
Your message: