Старый и Новый замки в Гродно | Belarus.by
Официальный сайт Республики Беларусь
Туризм

Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси

| Главная | Туризм | Что стоит посмотреть | Старый и Новый замки в Гродно

Старый и Новый замки в Гродно


Достояние одного из красивейших городов Европы Гродно – Старый и Новый замки – возвышаются на правом берегу реки Неман. Они были свидетелями знаковых встреч, помнят громкие политические события и роскошные балы, хранят историю выдающихся деятелей разных времен. А сегодня входят в топ-10 самых посещаемых достопримечательностей Беларуси.

По воле истории Старый и Новый замки Гродно – единственные монаршие резиденции, сохранившиеся на территории Беларуси.

Кстати! Гродно часто называют "королевский город", но, несомненно, точнее – "великокняжеско-королевский". Дело в том, что со времен Кревской династической унии, а позже федеративного государства Речи Посполитой правитель одновременно носил титулы "великий князь литовский" и "король польский".

Старый замок

История замка в Гродно началась многие столетия назад. Уже в XII веке город был центром княжества со своей оборонительной крепостью, окруженной рвом и оврагом. А в XIV веке на древней Замковой горе была возведена резиденция великого князя литовского Витовта, и  ее прошлое неразрывно связано с жизнью легендарного правителя.

По одному из преданий, пожар, охвативший замок в 1398 году, едва не погубил не только здание, но и высочайших  особ. Разбудила стражу и спасла от гибели Витовта и его супругу… обезьяна. Согласно иной версии – морской котик, который был любимцем хозяина и жил при дворе.

Чтобы избежать повторения катастрофы, по велению Витовта в 1400 году на месте прежних деревянных строений возвели каменный замок в стиле готики. Это было впечатляющее оборонительное сооружение с 5 башнями и мощными стенами, толщина которых достигала 3 метров. Однако и в таком виде замок не просуществовал века.

В 1579 г. в Гродно началось строительство резиденции для короля польского и великого князя литовского Стефана Батория. Вероятнее всего, в работе участвовала группа архитекторов, среди которых называют известного флорентийца Санти Гуччи, но точных сведений на этот счет не сохранилось. На месте готического Верхнего замка Витовта была возведена новая цитадель, позже получившая название Старый замок. Кстати, от крепостных построек времен Витовта были использованы нижняя часть оборонительных стен, остатки башни, фундаменты и стены великокняжеского дворца.

Доминантой резиденции Стефана Батория стал дворец в стиле ренессанса, имевший два этажа с отдельными входами. На первом размещались арсенал, канцелярия, скарбница (сокровищница) и другие дворцовые службы. Второй этаж занимали королевские покои – жилые и парадные. Снаружи дворец был украшен серо-белым сграффито в виде растительно-геометрического орнамента с геральдическими мотивами.

Создатели гродненской резиденции постарались совместить королевскую роскошь дворца и оборонительные функции замка-форпоста. Есть предположения, что в работах принимал участие известный фортификатор Рудольфино де Камерино.

Во время русско-польской войны 1654–1657 годов Старый замок серьезно пострадал. Гродненский староста и канцлер литовский Христофор Сигизмунд Пац занялся восстановлением, после которого дворец приобрел барочные черты. Повлияло на внешний вид резиденции и принятое в 1673 г. решение о проведении в Гродно сеймов Речи Посполитой (наряду с Варшавой). Первый состоялся здесь в 1678-1679 гг. На территории Старого замка даже возвели особое здание для заседаний. К сожалению, в годы Северной войны оно было разрушено, как и другие постройки сильно пострадавшей резиденции.

Большие повреждения принес также пожар 1735 года, после чего началась грандиозная реконструкция. Саксонский архитектор Карл Фридрих Пёппельман предложил коренные изменения. Во дворце уменьшили окна, а над центральной частью возвели третий этаж под четырехскатной крышей, внешняя лестница стала внутренней, вдоль стены к Неману была построена казарма, с фасадов исчез великолепный декор сграффито…

В XIX – начале XX вв. Старый замок Гродно окончательно превратился в стратегический форпост, который в разные годы использовали русская, немецкая и польская армии.

На протяжении 120 лет замок находился в ведении военного ведомства Российской империи, а в 1924 году здесь был создан музей. С 1967 г. гродненский Старый замок входит в историко-археологический заповедник "Замковая гора".

В 2017 г. начались масштабные работы по восстановлению Старого замка, призванные сохранить уникальный памятник истории и архитектуры, сделать его туристической жемчужиной Гродно. Проект включает три этапа.

Первый этап завершился в ноябре 2021 г. Он предусматривал восстановление аутентичных въездной и средней башен, крепостной стены с галереей, строительство мерной избы и каменицы.

Второй этап возрождения Старого замка предполагает работы по реставрации главной его части – дворца Стефана Батория – уникального памятника архитектуры Восточной Европы.

Третий этап включит реставрацию угловой башни, хозяйственных построек и нижней церкви XII века. Остатки верхней церкви, обнаруженные при раскопках, сохранены и после окончания работ также будут экспонироваться.

В ноябре 2021 г. после трехлетнего перерыва для посетителей открылся музей Старого замка, экспозиция которого посвящена истории Гродненского края, начиная с XII века и заканчивая эпохой основателя монаршей резиденции – короля Стефана Батория.

Обновленная экспозиция, без преувеличения, уникальна. Большая часть ценностей демонстрируется лишь с 2021 года, в том числе артефакты, найденные в ходе раскопок на Замковой горе. Среди них – фрагменты деревянного сруба избы и тротуара, сапожок XIV века, шахматные фигуры XII–XIV веков, сделанные из рога, дерева и кости, золотой перстень, части металлических изделий конца XIV – начала XV веков, фрагмент самого старого в Беларуси огнестрельного оружия – пушки XIV-XV веков, ядра осадных машин XIV века, самые старые в Беларуси кресла начала XVIII века… Знаковой стала находка кирпичей с изображением "Колюмны" (Столбы Гедиминовы) – одного из знаменитых геральдических символов Великого княжества Литовского, герба рода Гедиминовичей.

Интересный объект музея – уменьшенная копия гродненского дединца XII века, созданная мастером Игорем Адасиком.

Отдельный покой рассказывает о жизни короля Стефана Батория. Также в одном из залов размещена копия средневекового печатного станка и проводятся мастер-классы по изготовлению гравюр, как это делалось столетия назад.

Выставочные залы Старого замка (всего их 8) предлагают гостям как традиционную экспозицию, так и увлекательные современные возможности – демонстрацию фильмов, созданных с помощью 3D-маппинга, интерактивные витрины и мультимедийные киоски, сенсорные экраны с информацией об экспонатах. Например, на втором этаже входной башни благодаря проекции ожило самое первое графическое изображение Гродно – гравюра Адельгаузера-Цюндта.

Также для посетителей Старого замка создана обзорная площадка, с которой открываются прекрасные виды на реку Неман, древнюю Коложскую церковь и, конечно же, стоящий рядом Новый замок. Хотя в аутентичной резиденции времен Батория такой наблюдательной площадки не было.

Адрес: ул. Замковая, 22

Новый замок

Вторая гродненская резиденция монархов, ставшая знаковым местом в истории Европы, была построена в XVIII веке. Со временем она получила название-антоним – Новый замок.

Впрочем, сама территория была заселена еще с древних времен. На протяжении веков здесь находились разные строения – городской жилой посад с каменной церковью, Нижний замок с Королевским домом (Domus Regia), административные здания, где проходили местные сеймы и заседания суда, дом начальника охраны, кухня и пекарня, помещения для стражи и королевской челяди. К началу XVIII в. землю занимала деревянная шляхетская резиденция.

В 1726 году во время правления Августа II Сильного на заседании большого сейма Речи Посполитой было решено построить в Гродно новый дворец, который использовался бы и как летняя резиденция монарха, и как место заседаний сейма. Однако работы начались лишь спустя десятилетие – в 1737 году при короле Августе III.

Большинство исследователей считает, что автором проекта был известный саксонский архитектор Карл Фридрих Пёппельман, служивший при дворе. Есть также версии, что проект создал его отец Маттеус – один из крупнейших европейских мастеров барокко, или же отец и сын работали вместе.

Строительство дворца в стиле позднего барокко (рококо) завершилось в 1742 году, и вместе со Старым замком он образовал единый комплекс. Позже работы в Новом замке осуществляли также Иоганн Фридрих Кнёбель, Йохим Даниэль Яух и в 80-х годах XVIII века Джузеппе де Сакко.

По замыслу архитекторов П-образное здание (основной корпус с боковыми крыльями) функционально делилось на две части: в одной находились жилые покои и залы для высоких особ, вторая предназначалась для заседаний сейма. В конце XVIII века в резиденции построили великолепную королевскую капеллу с куполом, а также возвели еще одно здание для нужд сословно-представительного органа. Между двумя боковыми флигелями – домом стражи и малой королевской кухней – размещались парадные ворота с каменными скульптурами сфинксов.

Интересно, что внешне Новый замок выглядел гораздо более лаконично, в отличие от внутреннего убранства. Поражающие гостей интерьеры рококо особенно соответствовали вкусу последнего короля Речи Посполитой Станислава II Августа Понятовского, который очень любил роскошь и эффектные приемы. Здесь устраивали пышные балы и званые обеды, принимали влиятельных сенаторов и послов, проводили генеральные сеймы Речи Посполитой…

Самый большой зал замка – Сенаторский – занимал два этажа, и в его верхней части располагалась специальная галерея для королевы и иностранных послов. Стены украшали гербы воеводств Речи Посполитой, а с западной стороны находился роскошный трон под красным балдахином. Королевской приемной служил Овальный зал, соединенный переходом с часовней. Восхищал гостей и Посольский зал, где проводились важные встречи.

Покои дворца украшали золоченые панели, лепнина тонкой работы, прекрасные произведения живописи и скульптуры. Во время реконструкции под руководством архитектора Джузеппе де Сакко в 80-х годах XVIII века была сделана великолепная роспись интерьеров по проектам главного королевского художника Марчелло Баччарелли. Его задумки осуществили мастера-художники Антоний Грушецкий и Шимон Маньковский.

В Новом замке Гродно происходили знаковые политические события. Первый генеральный сейм Речи Посполитой в построенной резиденции состоялся в 1744 году, далее были заседания 1752 и 1784 годов.

Наконец, именно Новый замок Гродно стал свидетелем драматического и судьбоносного сейма 1793 года. Его кульминацией была ночь с 23 на 24 сентября, когда состоялось вошедшее в историю "немое заседание". Находясь под большим политическим давлением и запертые в замке под прицелом пушек послы сейма молча приняли условия II раздела Речи Посполитой с Россией и Пруссией.

…Во время восстания 1794 года под предводительством Тадеуша Костюшко сам лидер сопротивления приезжал в Гродно и в Новом замке участвовал во встрече руководителей повстанческих отрядов ВКЛ. При этом многие высокопоставленные участники прошедшего в Гродно "немого заседания" вскоре были казнены за предательство.

Разделы Речи Посполитой решили судьбу самого Гродно и его королевских резиденций, которые отошли Российской империи. После подавления восстания Костюшко в 1795 г. в Новый замок вернулся последний польский король и великий князь литовский Станислав Август Понятовский. Здесь же 25 ноября 1795 года он отрекся от престола и до 1797 года жил под домашним арестом вместе с членами семьи. По решению Екатерины II ему было позволено принимать гостей, объезжать округу под присмотром российского конвоя. При этом на присоединенных территориях бывшего ВКЛ распоряжался князь Николай Репнин, который жил в гродненском предместье во дворце Тизенгауза.

В феврале 1797 года по велению императора Павла Станислав Август Понятовский покинул Новый замок Гродно и отправился в Санкт-Петербург. В бывшей монаршей резиденции власти обустроили кадетский корпус, а позже военный госпиталь, который работал здесь многие десятилетия вплоть до освобождения города от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году.

Великая Отечественная война принесла приграничному Гродно большие разрушения. К сожалению, бомбежки практически уничтожили Новый замок – нетронутыми остались лишь въездные ворота с мифическими сфинксами.

В 1952 году было принято решение восстановить Новый замок и приспособить его под административное здание. Проектом занялся архитектор Владимир Вараксин, который возродил замок значительно измененным – в стиле неоклассицизма советской эпохи, или сталинского ампира. Так в середине ХХ века у резиденции появились массивный шестиколонный портик, круглая башня с длинным шпилем, которых не было в историческом замке XVIII века…

На протяжении долгого времени в Новом замке работал областной комитет КПБ. В 1991 году здесь разместились научная библиотека имени Е. Карского и Гродненский историко-археологический музей. Сегодня Новый и Старый замки входят в состав музея.

Помещения Нового замка превращены в выставочные залы и запасники. Кстати, историческая планировка – даже после весьма вольной реконструкции 1950-х – частично сохранена. Гостям бывшей королевской резиденции представляют постоянные экспозиции:

  • "Новый замок. События и судьба";
  • "Древнейшие памятники Понеманья";
  • "История Гродненщины в XIX–XX веках";
  • "Гродненщина в годы Великой Отечественной войны";
  • мемориальный зал памяти воинов-интернационалистов;
  • "Сакральное искусство";
  • "Спасенные ценности";
  • "Оружие минувших столетий";
  • "Животный и растительный мир Гродненщины";
  •  "Удивительный мир природы".

В Сенаторском зале проходят временные выставки из фондов Гродненского историко-археологического музея и других учреждений, а также частных коллекций.

Адрес: ул. Замковая, 20

Памятники Великой Отечественной войны в Беларуси