Создание предприятия в Беларуси, Беларусь | Belarus.by
Официальный сайт Республики Беларусь
Бизнес

Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси

| Главная | Бизнес | Создание предприятия

Создание предприятия в Беларуси


О создании компании в Беларуси, видах компаний и времени, необходимом для открытия бизнеса...

Резидентам Республики Беларусь и иностранным субъектам обеспечены равные права и возможности для ведения бизнеса путем создания отдельных юридических лиц.

Как создать юридическое лицо в Беларуси?

Чтобы зарегистрировать юридическое лицо, необходимо:

  • определиться с организационно-правовой формой;
  • согласовать наименование будущей организации;
  • выбрать местонахождение (юридический адрес), затем принять решение о создании организации и подготовить ее устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
  • подать пакет документов в территориальный регистрирующий орган для прохождения государственной регистрации.

Определение организационно-правовой формы

Наиболее распространенными организационно-правовыми формами юридических лиц в Республике Беларусь являются:

  • унитарное предприятие (может быть создано только одним физическим или юридическим лицом);
  • общество с ограниченной ответственностью (ООО) (от 1 до 50 участников);
  • общество с дополнительной ответственностью (ОДО) (от 1 до 50 участников);
  • открытое акционерное общество (ОАО) (акции могут обращаться среди неограниченного круга лиц);
  • закрытое акционерное общество (ЗАО) (число участников не должно превышать 50, акции должны обращаются только среди акционеров этого общества).

Унитарные предприятия, ООО и ОДО должны в течение 12 месяцев сформировать 100% уставного фонда. Минимальный размер уставного фонда для названных организаций законодательством не установлен.

Минимальный размер уставного фонда для ОАО – 400 базовых величин, для ЗАО – 100 базовых величин.

*С 1 января 2021 г. 1 базовая величина равна Br29.

Согласование наименования

Следующий этап – согласование наименования компании: это бесплатная процедура, которая осуществляется до ее государственной регистрации.

Для согласования наименования необходимо обратиться в любой регистрирующий орган, перечень которых размещен на веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – веб-портал ЕГР).

Также на портале можно предварительно проверить выбранное наименование на предмет наличия (отсутствия) такого в базе данных согласованных наименований и тем самым определиться с выбором.

Согласование наименования юридического лица может быть осуществлено при личном обращении в регистрирующий орган, при представлении документов по почте либо в электронном виде с помощью веб-портала ЕГР.

Форму заявления для личного обращения можно скачать на веб-портале ЕГР.

Срок рассмотрения заявления:

  • при личной подаче – в день обращения;
  • при направлении по почте – в течение двух рабочих дней с даты поступления заявления;
  • при электронной подаче – не позднее следующего рабочего дня с даты направления заявления.

Результатом рассмотрения заявления является справка о согласовании наименования либо справка об отказе в согласовании наименования.

Срок действия справки о согласовании наименования – 1 месяц со дня согласования наименования.

В случаях, установленных законодательством, к заполненному заявлению должны быть приложены/прикреплены документы (бумажные или в формате .pdf в зависимости от способа подачи) –документ, подтверждающий полномочия заявителя, разрешение на использование имен (фамилий, собственных имен), псевдонимов известных лиц или наименований юридических лиц.

По результатам рассмотрения представленных электронно документов заявителю на его электронный адрес не позднее одного рабочего дня с даты направления заявления направляется справка о согласовании наименования либо справка об отказе в согласовании наименования, подписанные ключом электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП) уполномоченного сотрудника регистрирующего органа.

Государственная регистрация

Государственная регистрация организации может осуществляться:

  1. путем личного обращения в регистрирующий орган;
  2. путем представления документов в электронном виде посредством веб-портала ЕГР либо через нотариуса.

Подача документов посредством личного обращения

Для государственной регистрации необходимо представить следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации организации по установленной законодательством форме;
2) устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf);
3) оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (за исключением случаев ее уплаты посредством системы ЕРИП);
4) если учредителем создаваемого юридического лица является иностранная организация, представляется легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);
5) если учредителем создаваемого юридического лица является иностранное физическое лицо, представляется копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется).

Установленную законодательством форму заявления можно скачать на веб-портале ЕГР или воспользоваться специальным сервисом, позволяющим заполнить формы различных заявлений без авторизации в режиме онлайн для последующего их представления на бумажном носителе в регистрирующий орган.

Заявление о государственной регистрации подписывается учредителями общества. Если количество учредителей более 3, они вправе уполномочить одного из них на подписание заявления, о чем должно быть указано в решении о создании общества.

При подаче заявления о государственной регистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также представляют документы, подтверждающие их полномочия (доверенность, протокол общего собрания учредителей (участников)), в случае, если они действуют от имени юридического или физического лица. В случае представления интересов иностранного юридического лица представляется копия нотариально удостоверенной доверенности.

В какой регистрирующий орган подавать документы?

Документы для регистрации организаций с участием иностранных физических или юридических лиц необходимо подавать в соответствующий регистрирующий орган (главные управления юстиции областных и Минского городского исполнительных комитетов) в зависимости от места ее нахождения.

Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:

• в день подачи документов, представленных для государственной регистрации, ставит на уставе (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) юридического лица штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему;
• не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов, выдает свидетельство о государственной регистрации;
• в течение пяти рабочих дней – выдает документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии " Белгосстрах", то есть извещение о постановке на учет.

Постановка на учет юридического лица в вышеуказанных органах осуществляется АВТОМАТИЧЕСКИ, без участия самого субъекта хозяйствования.

Извещение о постановке на учет можно получить только в регистрирующем органе.

Электронная регистрация юридических лиц

Юридическое лицо можно зарегистрировать и электронно: самостоятельно направив документы посредством веб-портала ЕГР или обратившись к нотариусу с заявлением на бумажном носителе для направления документов нотариусом электронно в регистрирующий орган.

Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган электронно, аналогичен личному обращению.

Для того, чтобы зарегистрировать юридическое лицо с помощью веб-портала ЕГР самостоятельно, необходимо пройти авторизацию, которая осуществляется с помощью личного ключа ЭЦП (сертификат соответствующего открытого ключа издается республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь).

При этом заявление о государственной регистрации заполняется на веб-портале ЕГР онлайн, а все остальные необходимые документы прикрепляются к заявлению в соответствующих форматах (устав – .doc, .rtf или .odt; иные – .pdf).

Для целей электронной государственной регистрации заявителем может быть один из учредителей организации, имеющий личный ключ ЭЦП.

Если количество учредителей организации более трех, они вправе уполномочить одного из них на подписание электронного заявления в документе, подтверждающем намерение создать данную организацию (протокол общего собрания). Этот документ в таком случае представляется в регистрирующий орган.

В случае обращения к нотариусу последний, имея личный ключ ЭЦП, посредством веб-портала ЕГР направляет документы в регистрирующий орган.

При положительном рассмотрении документов заявителю (нотариусу) в его личный кабинет поступят подписанные ЭЦП сотрудника регистрирующего органа:

  • уведомление об осуществлении государственной регистрации организации,
  • учредительный документ со штампом, свидетельствующим об осуществлении государственной регистрации,
  • свидетельство о государственной регистрации.

В течение пяти рабочих дней со дня внесения в ЕГР записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования заявителю (нотариусу) поступит документ, подтверждающий постановку такого субъекта на учет в соответствующих государственных органах (организации), то есть извещение о постановке на учет.

В случае неосуществления государственной регистрации заявителю (нотариусу) направят соответствующее уведомление с указанием оснований неосуществления.

При желании заявителя получить указанные выше документы на бумаге он вправе обратиться в регистрирующий орган за удостоверением формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе.

Преимущества обращения к нотариусу:

- обратиться можно к любому нотариусу независимо от места жительства заявителя (места нахождения юридического лица);
- размер нотариального тарифа, взимаемого при совершении данного нотариального действия, меньше размера государственной пошлины, уплачиваемой заявителями при личном обращении в регистрирующий орган;
- отсутствие необходимости приобретать ключ ЭЦП;
- количество нотариусов больше, чем регистрирующих органов.

Памятники Великой Отечественной войны в Беларуси