Официальный сайт Республики Беларусь
Туризм
Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси
| Главная | Туризм | Гид по Беларуси: идеи для ваших путешествий!

Гид по Беларуси: идеи для ваших путешествий!

БЕЛАРУСЬ УДИВИТЕЛЬНАЯ: топ-10 народных чудес Гомельской области

БЕЛАРУСЬ УДИВИТЕЛЬНАЯ: топ-10 народных чудес Гомельской области

Белорусское Полесье – край загадок, легенд и мистических событий, земля, которую с такой любовью воспели знаменитые писатели Иван Мележ, Якуб Колас, Янка Мавр, Ян Борщевский... Только здесь в наше время можно увидеть аутентичные, отличные от других регионов "чудеса". Лиричный обряд встречи первых вестников весны – жаворонков и чирочек, задабривание солнечного Ярилы и "Юрьевский хоровод" для богатого урожая, "Вождение Сулы" в защиту от природных стихий, надевание подвенечной намитки и даже ловля кур в соседский дворах как свадебная забава. Всё это – удивительный мир обрядов и традиций Гомельщины!

"Юраўскі карагод" – наследие Беларуси и ЮНЕСКО

Юрьев день, который издревле отмечают многие славяне, и на белорусских землях – один из самых значимых в народном календаре. Он посвящён святому Юрию (в церковной традиции Георгию Победоносцу) – покровителю пастухов и сельского хозяйства. Известно, что ещё раньше, в дохристианские времена,  сельчане задабривали языческого бога плодородия, весны и любви Ярилу. Именно в этот день на Туровщине проводился красивый обряд "Юрьевский хоровод", с которым наши предки связывали надежды на урожайный год. Но сегодня в живой традиции он сохранился лишь в одной деревне Погост Житковичского района. В 2019 году этот уникальный весенний ритуал припятских полешуков пополнил Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Где: Житковичский район, д. Погост

Весенний обряд "Ваджэнне Сулы"

Вместе с празднованием православной Пасхи в Гомельском районе можно увидеть "Ваджэнне Сулы" – весенний обряд, который в 1960-х годах был утрачен и возрождён в наше время в деревнях Гадичево и Марковичи. …Как и в старину, после праздничной литургии в Свято-Екатерининской церкви, молодые девушки из Гадичево собираются на перекрёстке и водят хороводы (бел. танкі), а затем, взявшись за руки, отправляются в соседние Марковичи. После этого к "Суле" присоединяются и другие жители обеих деревень. Шествие сопровождается песнями и играми, а завершается обряд массовыми гуляниями и угощениями. Издревле верили, что проведение обряда будет способствовать крепкому здоровью местных жителей, поможет собрать хороший урожай и убережёт поселения от природной стихии – молнии.

Где: Гомельский район, деревни Гадичево и Марковичи

Обряд "Чырачка"

В последний день Масленичной недели в деревне Тонеж проводят обрядовый праздник зазывания весны "Чырачка". Именно таким ласковым словом местные жители называют чирков – птиц-предвестников тепла в этом краю. Готовятся к обряду заранее: местные хозяйки выпекают печенье в виде уточек-"чырачак", а дети наряжают… ёлку, украшая её бумажными цветами, чтобы весна была яркая и весёлая. В день обряда все участники, взяв символичное деревце и чучело Зимы, отправляются на пригорок. Именно там происходит самое интересное: мальчишки закрепляют ёлку на высоком дубе, чтобы на неё быстрее слетались "чырачкі", а затем разводят огонь и сжигают в нём чучело Зимы. Завершается действо весёлыми забавами, катанием на санях.

Где: Лельчицкий район, д. Тонеж

Обряд встречи весны "Саракі"

Ещё один уникальный обряд, посвящённый традиции встречать весну с первыми птицами, можно увидеть в полесском агрогородке Валавск. Знаменитые "Саракі", которые многие помнили по рассказам прабабушек, возродили здесь в 1980-х. Символом обряда стали жавароначкі: фигурки этих птиц (а их 40 – по числу святых мучеников!) в каждом доме лепили из теста и выпекали в печи. Издревле верили, что они являются воплощением душ предков, которые каждую весну прилетают будить природу от зимнего сна. Птичек высыпали на скатерть или платок и подбрасывали в небо. Также, согласно обряду, нужно найти деревянное колесо и 40 раз прокатить – чтобы исправно сено возило. Его украшали разноцветными лентами и катили по всей деревне с просьбой богатого урожая.

Где: Ельский район, агрогородок Валавск

Обряд "Ваджэнне i пахаванне стралы"

На шестой неделе после Пасхи, в день Вознесения Господня, жители деревни Казацкие Болсуны проводят последний в весеннем цикле обряд – "Ваджэнне i пахаванне стралы". Участники действа собираются в центре, кружат хороводы и поют весенние песни. Затем, разделившись на ряды и взявшись за руки, отправляются к полю, напевая "Як пушчу стралу…" (бел. страла – молния). Особым действом является "Кривой тонок", когда дети делятся на три группы и рассаживаются на земле, а женщины между ними водят хороводы. Здесь же проводится и ритуальная игра: женщины подбегают к детям и со словами "Чья каша подгорела?" поднимают их – считается, что это принесёт щедрый урожай. Кульминация обряда – "Пахаванне стралы", когда участники закапывают в землю три колоска и просят Бога, чтобы молния ничего не сожгла.

Где: Ветковский район, д. Казацкие Болсуны

Свадебный обряд "Куры"

Чему современные молодожёны могут поучиться у предков? Какие идеи можно воплотить, чтобы торжество запомнилось гостям? И главное – чем отличались свадебные обряды на белорусском Полесье? Один из самых интересных и необычных называется… "Куры". Как правило, женитьбу в деревнях Лельчицкой округи праздновали целых три дня: в первый – гостей принимала семья жениха, во второй – веселились в доме невесты, а на третий день приглашённые в шутку переодевались в молодожёнов и отправлялись по соседним дворам… ловить кур. Всё ля того, чтобы сварить "юшку" (похлебка, суп) и накормить участников праздника. Конечно, это действо сопровождалось комическими сценками, весёлыми шутками и играми.

Где: Лельчицкий район

Свадебный обряд "Завiванне намёткi"

Повязывание традиционного женского головного убора на Полесье – наміткі (намёткі) – превратилось в символичный свадебный обряд. "Завiванне намёткi" распространено только в Лельчицком крае и не имеет аналогов в иных регионах Беларуси. Наміткай называли длинный рушник (2-4 метра, а порой и больше) из белого или светло-серого кужельного полотна, который в качестве головного убора носили крестьянки с древних времён. К слову, завивание намитки было сложным и трудоёмким делом, требовало большого мастерства от женщины. Согласно традиции, перед тем, как невеста пойдёт под венец, крёстная мать во время особого обряда повязывала ей расшитый узорами головной убор. 

Где: Лельчицкий район

Обряд "Грамніцы"

Древний народный обряд "Грамніцы", или "Стрэчанне", посвящённый встрече зимы с весной, 20 лет назад восстановили жители деревни Новое Полесье. Интересно, что его история тесно связана с язычеством (в этот день приносили дань главному богу в славянской мифологии – громовержцу Перуну) и христианством (15 февраля православные отмечают Сретение Господне). По традиции утро праздника в деревне Новое Полесье начинается с того, что женщины отправляются в церковь и освящают свечи – грамнічкі. Издревле их хранили за образами, а восковые сплавы носили как амулеты, использовали в обрядах и употребляли как лекарство. Когда в домах зажжены огни, наступает черёд ёлки, которую украшают цветами – на тёплую весну и богатый урожай. А затем с уже освящёнными свечами, иконой Божьей Матери и ёлкой участники направляются к установленному в центре деревни кресту-оберегу. Во время обряда исполняются особые символичные песни, которыми зазывают весну – они включены в список нематериального наследия Беларуси. А после этого начинаются весёлые народные гуляния, которые сопровождаются хороводами, играми и танцами.

Где: Лельчицкий район, д. Новое Полесье

Неглюбские рушники

Одно из сокровищ Гомельщины – знаменитые неглюбские рушники, которые не только дошли из глубин времён, но и продолжают оставаться ценнейшими предметами ручной работы в XXI веке. На протяжении столетий рушники имели огромное значение в культуре белорусов. При этом в каждом регионе были свои особенности изготовления, цветовая гамма и узоры-символы. Мастерицы деревни Неглюбка на Ветковщине ткали только с изнаночной стороны: так, что поперечные орнаментальные полосы (бел. храсты) с разных концов были симметричны центру (самые распространённые – рушники на "на тры храсты"). И именно благодаря настойчивости неглюбских ткачих удалось сохранить уникальную текстильную традицию, которой уже более 5000 лет! Рушники-обереги экспонировались в лучших музеях мира, побывали в штаб-квартире ООН, входят в коллекцию нью-йоркского Metropolitan Museum of Art.

Где: Ветковский район, д. Неглюбка, сельский центр ткачества

Сожская скань

"Белорусская скань", "гомельская скань", "сожская скань", "скань Цекунова", "цекуновка" – как только не называют древнюю технику инкрустации художественных изделий деревянной стружкой. Уникальное ремесло (от древнего "скань" – скатывать, скручивать) зародилось ещё в XV столетии: таким способом украшали оклады православных рукописных икон. После многих веков забвения в 1990-х технику возродил гомельский мастер Владимир Цекунов. Сегодня о филигранном искусстве местных умельцев знают далеко за пределами Беларуси: их изделия являются эксклюзивными подарками, которые преподносят самым влиятельным людям мира. Среди обладателей рукотворных сувениров с "кружевами" из дерева – Елизавета II, Билл Клинтон, Папа Римский Франциск, а также его предшественник – Бенедикт XVI.

Где: единственная в мире школа скани находится в Гомеле и объединяет мастеров, которые учились у Владимира Цекунова.

Авторские изделия в технике сожской скани можно увидеть и приобрести в галерее "Славутыя майстры" (г. Минск, Троицкая набережная, 6).

Your mail*:
Friend mail*:
Your message: