Официальный сайт Республики Беларусь
Туризм
Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси
| Главная | Туризм | Гид по Беларуси: идеи для ваших путешествий!

Гид по Беларуси: идеи для ваших путешествий!

Что посмотреть в Ветке: тайны города старообрядцев, артефакты крупнейшего иконописного центра страны и неповторимый народный колорит Полесья

Что посмотреть в Ветке: тайны города старообрядцев, артефакты крупнейшего  иконописного центра страны и неповторимый народный колорит Полесья

На востоке Белорусского Полесья у реки Сож стоит город Ветка – некогда знаменитая обитель староверов. Ее история началась в 1685 году, когда не принявшие церковную реформу патриарха Никона верующие из разных уголков Русского царства (позже империи) искали приют на окраинах и за пределами государства. Именно так на приграничных землях Речи Посполитой недалеко от Гомеля появился новый посад. Со всей России в Ветку стекались последователи старой традиции – искусные мастера, иконописцы, литейщики, книжники, предприимчивые состоятельные купцы. Город упоминал и знаменитый писатель Александр Пушкин в своей монографии "История Пугачева", где герой – будущий предводитель крестьянского восстания – скрывался в "раскольничьей слободе Ветке".

Любопытный факт: буквально в течение нескольких первых лет в новом городе старообрядцев поселилось более 40 тысяч жителей. Население тогдашней Москвы составляло около 100 тысяч.

Существует несколько версий возникновения названия города. Одна дает объяснение, что возле небольшого островка, где нашли убежище первые жители, протекала речка – "ветвь" Сожа. Другая трактовка полагает, что Ветка – это "малая ветвь Москвы", делая акцент на преемственности русских традиций православной церкви. Ряд историков отмечает, что орган власти у раскольников на старорусском языке назывался "веть". Петербургский этнограф Иван Абрамов в своем очерке "Старообрядцы на Ветке" (1907) написал: "Сидели раз летом старики, первые Ветковские насельники, и думали-гадали, как назвать новый посад; в это время прилетел рой пчел, покружился он и сел на ветку. "Пусть будет наш посад назван Веткой", решили старцы". Не менее красивое предание повествует о том, как после раскола бежавшие из столицы старообрядцы привязали к ветке икону и пустили по реке: "К коему берегу прибьется волнами сия ветвь, там и быть нашему поселению, ибо это будет указанием Божьего перста"…

Известно, что переселенцы получили грамоту великого князя и короля Речи Посполитой, которая гарантировала им религиозную независимость и налоговые льготы. Тем не менее, жители города поддерживали связь и с Москвой: даже центральную площадь в Ветке назвали Красной. Петр I хоть и не жаловал раскольников, но "Ветку повелел не трогать". В 1695 г. здесь была возведена церковь по традициям старообрядчества. Ветковские монахи и священники разносили во многие другие старообрядческие посады дары, освященные в этом храме.

В XVIII в. отношение к старообрядцам вновь изменилось: указами императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны Ветка была дважды сожжена царскими войсками. Но город выстоял, сохранив свои традиции и культуру. В окрестностях выросло более десятка слобод староверов, которые образовали Большую Ветку – один из крупнейших центров поповского старообрядчества XVII-XIХ веков. По сей день город известен в Беларуси и далеко за ее пределами как место, где хранят историю и бесценное культурное наследие жителей этого самобытного края. Не только нашедших приют первых поселенцев, но и многих поколений, рожденных уже на белорусской земле.

Ветку часто называют "огнепальной": она пережила сожжения XVIII века, пожары многочисленных войн, прокатившихся по Беларуси, "огонь" Чернобыля. И этот образ нашел воплощение в уникальных "огневидных и огнепальных" иконах, которые были созданы в самом известном иконописном центре страны…

Дом купца Грошикова

Благодаря развитию города, в XVIII-ХIХ столетиях Ветка стала не только приютом для старообрядцев, но и крупным центром торговли и ремесла. В конце XIX века самым уважаемым среди купеческого сословия и судовладельцев был род Грошиковых, а одним из известнейших его представителей – Тимофей Грошиков. В 1897 году он построил в центре Ветки особняк, соответствующий важности своей персоны. Роскошное по тем временам двухэтажное кирпичное здание в готическом стиле воздвигнуто на высоком цоколе. Основой для оформления фасада послужили элементы в виде стрельчатых окон. Внутреннее пространство дома состояло из четырех залов, объединенных одной прихожей. Самый большой зал – гостиная – имел пять окон.

Сегодня отреставрированный дом купца-старообрядца Тимофея Грошикова включен в список историко-культурных ценностей Беларуси. И именно здесь (в том числе в пристроенной части) уже многие десятилетия располагается знаменитый музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова.

Адрес: Красная площадь, 5

Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова

Музей в Ветке – без преувеличения уникальная сокровищница страны. Он хранит наследие мастеров, которые работали в редких техниках иконописи и живописи, книгооформления, ювелирного и кузнечного дела. Поражает гостей музея и народное творчество, в котором тесно переплелись старообрядчество и традиции православной белорусской деревни.

Основу собрания составила частная коллекция Фёдора Шклярова – уроженца Ветки, выходца из старообрядческой семьи, художника и собирателя местных ценностей. Постоянная экспозиция открылась 1 ноября 1987 года в доме купца Грошикова. Сегодня в музее, который из местной достопримечательности превратился в коллекцию, известную далеко за пределами Беларуси, насчитывается более 13 тысяч предметов.

Первый этаж заняли выставки "Путешествие по истории Ветки", "Кузница", "Мастерская золотокузнецов". Здесь расскажут о прошлом города и легендах его создания. Особая экспозиция посвящена ветковской ковке: в собрании – изделия местных мастеров (ризы, оклады, киоты), их профессиональные и личные письма, рабочие инструменты.

На втором этаже представлена выставка "Народное ткачество", где можно увидеть традиционные костюмы и украшения региона, демонстрирующие уникальные техники ткачества Ветковщины. В экспозиции "Чайная" – ​​редкая коллекция медной посуды и самоваров. Знаменитой ветковской иконописи посвящен отдельный зал, где собраны работы ветковских и бабицких старообрядцев: "Собор архангела Михаила", "Покров" из Покровского храма в Ветке, "Успение" из церкви в деревне Попсуевка Ветковского района… Коллекция музея представляет и артефакты местного декоративно-прикладного искусства XVII – начала XX веков: золотого и бисерного шитья, резьбы по дереву, чеканки и гравировки по металлу.

Третий этаж отдан знакомству с книжной культурой. Здесь хранятся рукописные и старопечатные издания XVI – начала XIX веков: "Евангелие" Петра Мстиславца, книги Ивана Фёдорова (в том числе уникальное издание "Апостол"), Василия Гарабурды и Онисима Радишевского, издания белорусских, украинских и московских печатных дворов, книги старообрядцев, иллюминированные евангелия XVI–XVII веков, манускрипты XVI – начала XX веков, певческие "крюковые" рукописи… Согласно записям книг и дарственных создана и экспонируется карта "Путь книг на Ветку".

Адрес: Красная площадь, 5

Ветковские иконы

Столетия назад ветковские иконы стали не просто достоянием одной местности, но поистине уникальным художественным явлением. Узнать работы иконописцев из этого города можно по особой манере изображения ликов святых – словно "пылающих, огненных", сюжетам и деталям композиции, примечательным растительным орнаментам, великолепному украшению окладов. Благодаря многолетней исследовательской работе с артефактами и в научный оборот было введено понятие "ветковская школа иконописи".

Под влиянием барочного искусства Беларуси XVIII века, образцов западноевропейской живописи работы иконописцев из Ветки отошли от канонических византийских традиций. В них появились элементы интерьера, детали костюма, бытовые реалии, что делало изображенных святых более "живыми", близкими людям. Несмотря на обособленность гонимых за веру старообрядцев, их мир был радостным и оптимистичным, а иконы стали целой вселенной, где царит красота. Ветковские – всегда нарядные, многофигурные, изобилующие изображением людей, цветов, трав... Еще одна отличительная особенность в написании ликов – высветления вокруг рта и подбородка, характерная форма верхней губы и припухшей, чуть раздвоенной нижней.

Образ Эдемского сада воплотился в богатых растительных орнаментах. Здешние мастера использовали мотивы роз и розовых букетов, ветвей с листьями и цветами яблонь, листьев аканта, виноградной лозы, нарциссов… Особо искусные иконописцы применяли техники линовки и расцвечивания золота.

Основной породой древесины для ветковских икон стал тополь, который, к сожалению, сильно подвержен воздействию вредителей. По этой причине аутентичные иконы из Ветки практически всегда изъедены жучком-точильщиком. Однако благодаря большой толщине досок – от 2 до 3 см – образы хорошо сохранились.

Иконы из Ветки примечательны не только живописным воплощением, но и богатым убранством. Зачастую они украшены вышитыми разноцветным бисером ризами (говорят, что мастера добавляли даже выловленные в Соже жемчужинки), резными деревянными киотами – покрытыми краской и почти не отличимыми от золотых, чеканными окладами с мельчайшими архитектурными деталями "словно внутри храма".

Гости музея старообрядчества могут убедиться, насколько талантливыми и искусными были здешние иконописцы, мастера-ювелиры, кузнецы, резчики по дереву. Богородица с огненным ликом в многочисленных интерпретациях, Святой Николай Отвратный, который будто смотрит зрителю за левое плечо, отгоняя беса, огнеликий всадник на огненном крылатом коне Архангел Михаил-Воевода – символичные образы иконописцев Ветки, которые впечатляют своей проникновенностью и красотой…

Неглюбские рушники в Ветке

Ткачество мастериц из деревни Неглюбка, расположенной в Ветковском районе, по праву считается особым достоянием белорусского декоративно-прикладного искусства. И именно в музее Ветки его не только экспонируют, но и изучают так основательно и глубоко, как нигде больше. Здесь хранится самая большая коллекция рушников (3,5 тысячи!) в Беларуси и, возможно, в мире. Основная их часть выткана многими поколениями женщин из Неглюбки.

Созданные в уникальной закладной технике, неглюбские рушники покорили множество международных салонов и выставок, стали украшением музеев и частных коллекций Европы и Азии, хранятся в нью-йоркском Metropolitan Museum of Art. Дорога к небу – именно так с давних времен называли рукотворные полотна, которые языком орнамента "разговаривают" с высшими силами, сопровождая человека от рождения до последнего вздоха. Говорят, три цвета жизни сплелись в них: красный, белый и черный, чтобы поведать об извечных чувствах человеческой души – любви, радости и печали.

Люди верили, что рушники хранили Неглюбку как оберег, и без них дома сельчан – беззащитны и пусты. Интересно, что даже после чернобыльской аварии, когда во всей округе пришлось выселять жителей, Неглюбка не пострадала.

Многие века жители Неглюбки не только украшали дома рушниками-символами, но и одеждой отличались от других полешуков. Женщины деревни даже совершенно особым образом повязывали свои прекрасные рукотворные платки. Сегодня традиционные костюмы неглюбского строя также показывают в Ветковском музее старообрядчества и белорусских традиций.

Ветковская архитектурная резьба

Старообрядцы Ветки говорили: мой дом – мой храм. А значит, украшали жилища не только внутри – иконами, старыми духовными книгами, оригинальными предметами мебели, но и снаружи. На окнах, крышах и воротах оживали целые сюжеты!

Декорирование домов резьбой, ставшее визитной карточкой города, изначально было связано с изготовлением киотов – изящных деревянных рам-ковчегов для икон. Мастера обучались этому делу, сперва практикуясь в создании оконных рам и накладных элементов, которые гораздо больше по размеру, чем иконы. Лишь затем умельцы могли приступить к столь тонкому делу как киотная вырезка. Мастерство создания деревянных узоров в Ветке передавалось на протяжении нескольких столетий. Оно наследовало приемы и растительные мотивы золоченых иконостасов, украшенных "навылетной белорусской резью", которая распространилась с XVII века. Поэтому киотную манеру резьбы в архитектуре можно назвать настоящим шедевром Ветковского края.

Сегодня запасники музея имени Ф.Г. Шклярова, который, кстати, тоже был знаменитым резчиком, заполнены архитектурной домовой резьбой. Мастер и его ученики бережно собирали это наследие с разрушающихся старых домов, особенно после чернобыльской катастрофы, когда люди массово переселялись в другие районы. И теперь в Ветке хранится самая большая коллекция домовой резьбы в Беларуси.

Старообрядческое кладбище Ветки

Еще одним знаковым местом, представляющим исторический и культурный интерес, передающим ветковский дух раскольничества, является кладбище. Особой его частью стала так называемая московская – старообрядческая. Вместо надгробных плит здесь установлены загадочные валуны и причудливые гранитные саркофаги. А самое главное, что практически все памятники и восьмиконечные кресты стоят в ногах у покойников, с восточной стороны. Как говорят местные, "чтоб, когда вставать с того света будут, было за что ухватиться". Могильные камни издавна называли окнами: по поверьям жителей Ветки, на них отдыхают ангелы или "присаживаются" души умерших.

Старейшие из сохранившихся надгробий относятся к концу XVIII – началу XIX веков, большая часть – к середине XIX столетия. Хоронили здесь как богатых купцов, так и обычных горожан: судя по могильным памятникам, кладбище не имело деления по принципу знатности или состоятельности. При этом в начале ХХ века именно в Ветке находили покой зажиточные люди со старообрядческими корнями из Гомеля.

Адрес: ул. Луначарского

Старосельское городище

Ветка и ее окрестности – один из богатейших в археологическом отношении регионов Беларуси. Местные артефакты привлекли внимание исследователей еще во второй половине XIX века, когда неподалеку от города было найдено древнее поселение.

Старосельское городище – в народе его называют Городок Замчище – является археологическим памятником Беларуси. Это холм с плоским верхом, где когда-то располагалось укрепление и откуда сегодня видны не только улицы Ветки, но даже очертания Гомеля. У местных жителей есть предание, что его возвели шведы в годы Северной войны (начало XVIII века). Однако после проведения масштабных раскопок белорусские ученые доказали, что городище может быть одним из древнейших на территории страны – возведенным еще в бронзовом веке.

Городище известно своей необычной планировкой. Укрепленная площадка находится не на краю останца (возвышенность земли в пойме реки), что встречается традиционно, а в центре. Историки и археологи до сих пор не могут найти ответа, кто и по какой причине возвел столь необычное укрепление, ведь пока известно, что оно практически не использовалось. При раскопах в Старом Селе рядом с холмом найдено более 100 находок, среди которых – кремниевые орудия труда и охоты (скребки, проколки, острия, отщепы), фрагменты лепнины с индоевропейской символикой. Однако в самом городище таких артефактов не обнаружили. Есть версии, что оно использовалось как временное убежище для жителей окрестностей, или же построившие его люди стремительно ушли со своих земель и даже погибли.

Старосельское городище Ветковщины часто посещают и по другой причине. Если верить местным легендам и рассказам старожилов, в этом месте закопаны две воловьи шкуры серебра и бочонок золота.

Храм Преображения Господня

Первое упоминание о православном приходе Ветки относится к XIX веку. Церковь Преображения Господня построили в 1839 году на деньги прихожан и благотворителей. Сам храм, а также колокольня с оградой были созданы из дерева, став произведением местного зодчества. При церкви действовали несколько приходских школ, в том числе в окрестных деревнях, работала библиотека. Однако со временем постройки пришли в негодность, а в советское время приход и вовсе ютился в небольшом молитвенном доме.

В 1996 году Ветковская община инициировала строительство нового храма Преображения Господня, и в сентябре 2003-го он был готов. Из старой церкви торжественным крестным ходом перенесли утварь в новый храм, который освятили митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, а также архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх. С тех пор в нем проводятся регулярные службы и торжества. Вертикальная структура храма Преображения Господня и его геометричность отличаются от привычных построек. А благодаря расположению в центре города он заметен с любой улицы.

Адрес: ул. Октябрьская, 4

Братская могила воинам-освободителям

Память героев, павших в годы Великой Отечественной войны, в Ветке хранит Братская могила воинам-освободителям. Здесь нашли покой более 870 человек, в том числе воины 197-й Брянской, 96-й, 250-й, 287-й и 307-й стрелковых дивизий 1-го танкового корпуса, которые погибли в 1943 году в боях за освобождение города и района от немецко-фашистских захватчиков. В 1975 г. в знаковом месте были установлены памятник-скульптура воина с опущенным знаменем и стела с именами погибших.

Адрес: ул. Советская

Усадебный комплекс в Хальче

Совсем рядом с Веткой на противоположном берегу Сожа стоит поселок Хальч. И это место тоже удивляет своей историей. Издревле легендарные родимичи селились на огромном песчаном мысе на реке Сож. Впервые в летописи Хальч упомянут в 1437 году: князь Свидригайло подарил имение шляхтичу Павлу Мишковичу, дети которого позже взяли себе фамилию Халецкие в честь деревни. В конце XVII века Казимир Халецкий, весьма расчетливый и прагматичный хозяин, принял решение, изменившее судьбу окрестностей – дал пристанище старообрядцам, которые основали город и в считанные годы превратили его в цветущий край.

На рубеже XVIII-XIX веков Халецкие решили построить новую резиденцию. Мини-дворец возвели в стиле позднего классицизма. Впрочем, денег на постройку не хватало, поэтому первый этаж был каменный, второй – деревянный и оштукатуренный так, что снаружи не отличить (много позже его перестроили). Кстати, особняк такого типа – редкость для Беларуси. Фасад, обращенный к реке, стал особенно изящным, верхняя терраса на 8 колоннах словно продолжала бальный зал, а с нижней две боковые лестницы вели в прекрасный парк. Однако внутри резиденция была не столь роскошной – с небольшими гостевыми и спальнями, бальным залом скромных размеров.

С середины XIX столетия до событий 1917 года имение наследовали представители рода Войнич-Сеножецких, которые окончательно оформили усадебный дом. В это время он был полон старинной мебели из красного дерева, коллекций книг, фарфора, серебра, ковров, картин известных мастеров. Появилась даже особая тайная комната, где проходили масонские собрания, так как хозяева были членами ложи.

В Хальче кипела жизнь. Здесь находились церковь и церковно-приходская школа, костел и монастырь иезуитов, еврейский молитвенный дом, трактир, несколько лавок, крупная хозяйская винокурня. Дважды в год проводились большие ярмарки. Разбитной хозяин Зигмунд Войнич-Сеножецкий устраивал пышные балы и охоты, привез из-за границы первый в округе автомобиль, женился на местной красавице, которая, впрочем, наутро после свадьбы сбежала…

После 1917 года в национализированной усадьбе располагались колония для беспризорников, тюрьма НКВД, клуб, колхозная контора. В годы Великой Отечественной войны в Хальче шли кровопролитные бои, поэтому многие постройки имения были утрачены. Но до наших дней сохранились части комплекса: двухэтажный усадебный дворец, дом управляющего, фруктовый сад, парк вдоль реки.

Сегодня старинное имение в Хальче ждет восстановления и реставрации. Есть планы создать здесь музейный комплекс с экспозицией в стиле помещичьих усадеб XVIII-XIX веков, а также конференц-залом для встреч и мероприятий.

Адрес: д. Хальч

Биологический заказник "Ветковский"

Ветка расположена на древней земле Полесья – в прекрасном крае, где до сих пор осталось немало почти нетронутых уголков природы. Для сохранения уникального природного комплекса в долине реки Беседь, впадающей в Сож, создан биологический заказник местного значения "Ветковский". Он охраняет более 30 видов растений (в том числе лекарственных) и грибов, является средой обитания диких животных и птиц, включенных в Красную книгу Республики Беларусь. На этой территории запрещена вырубка деревьев, поэтому здесь можно встретить вековые экземпляры.

Также в окрестностях Ветки планируется создание водно-болотного заказника республиканского значения "Пойма реки Сож".

Your mail*:
Friend mail*:
Your message: