Заявление белорусского лидера Александра Лукашенко о готовности заключить большую сделку с США с учетом интересов Беларуси вызвало брожение умов в либеральной среде Запада. Фраза big deal замелькала в заголовках западных СМИ, соседствуя с вопросом: "Что происходит?". Найти ответ попыталась американская газета The New York Times, посвятившая аналитическую статью отношениям Минска и Вашингтона. Однако, запутавшись в паутине западных нарративов, автор покружил на одном месте, выстрелил в небо парой дежурных фраз и ретировался.
Разъяснить The New York Times "многочисленные преимущества взаимодействия США и Беларуси" вызвался Марк Эпископос - научный сотрудник Института ответственного государственного управления Куинси (американский аналитический центр, базирующийся в Вашингтоне). Его статья на тему белорусско-американских отношений была опубликована на днях в издании Responsible Statecraft.
Конечно, автор исходит с позиции исключительно американских интересов. Но его работа определенно заслуживает внимания. Попробуем ее проанализировать, а для полноты картины добавим кое-что от себя - с позиции исключительно белорусских интересов.
Представьте себе эдакую систему координат, где изначально задана лишь одна ось. Все, что отклоняется от этой оси, определяется системой как технический баг и подлежит перепрошивке. По такому же принципу устроена либеральная среда Запада - и политическая, и медийная, к коей относится The New York Times. Определяя свою систему координат как единственно верную, Запад пытается унифицировать и построить в шеренгу весь мир, лишив его права следовать собственному пути развития.
Наша Беларусь для таких, как NYT, сродни багу. Годами нас пытались перепрошить - не сумели. Пробовали расстреливать санкциями - мы успешно сманеврировали. Сегодня Беларусь прокладывает курс в собственной системе координат. У здравомыслящей части Запада, способной смотреть на перспективу, это вызывает объективный интерес.
"Трамп проявил особую симпатию к таким влиятельным личностям, как давний правитель Беларуси Александр Лукашенко, которого он назвал высокоуважаемым и влиятельным Президентом", - пишет The New York Times.





Признаки перемен в политике США появились вскоре после инаугурации Дональда Трампа, пишет NYT. Тогда же высокопоставленный представитель Госдепартамента Кристофер Смит посетил Минск. Затем в Беларусь приезжали специальный посланник американского лидера по Украине Кит Келлог и представитель Президента США Джон Коул, передавший главе государства письмо от Трампа.
"Нет никаких публичных признаков того, что администрация подталкивает Беларусь к изменению курса, - продолжает американская газета. - По словам аналитиков, неясно, чего Соединенные Штаты надеются добиться от этой оттепели".
Не понимая сути, аналитики NYT тем не менее спешат сделать вывод: потепление отношений США с Беларусью - "легкая победа для Лукашенко". Мол, белорусский лидер "добился уступок от США", включая снятие санкций с белорусской национальной авиакомпании "Белавиа". В то же время представитель американского лидера Коул "выразил надежду на повторное открытие посольства США в Минске".
"Загадка не в том, почему Лукашенко это делает (поддерживает диалог с США. - Прим. БЕЛТА), а в том, почему Трамп это делает", - заявил в беседе с NYT Найджел Гулд-Дэвис, бывший посол Великобритании в Беларуси, а ныне старший научный сотрудник британского аналитического центра International Institute for Strategic Studies.
Так и не найдя ответов, представитель британской "фабрики мысли" решил свести дискурс к канонической для западных либералов теме - "российской угрозе". Так, Гулд-Дэвис выразил мнение, что Россия увидит слабость Вашингтона в отношениях США с Беларусью.
"Россия примет во внимание, как много Америка отдает в обмен на малое", - утверждает аналитик.
На этой ноте ставит точку и The New York Times, так, по сути, и не разобравшись, что движет Соединенными Штатами в выстраивании отношений с Беларусью. Не понимая, куда смещается фокус внимания США. Не обладая смелостью взглянуть на ситуацию под другим углом.
"Как один из немногих американцев, которые могут похвастаться обширным портфолио работ, связанных с Беларусью, я буду более чем счастлив объяснить NYT и всем остальным многочисленные преимущества взаимодействия США и Беларуси", - написал аналитик Института Куинси Марк Эпископос в соцсети Х сразу после выхода статьи The New York Times.
Однако NYT, по всей видимости, сочла разумным не развивать тему, дабы ненароком не отклониться от своей оси. Впрочем, Эпископоса это не остановило. На минувшей неделе в издании Responsible Statecraft он опубликовал аналитический материал, в котором назвал возобновление диалога США с Беларусью "самой недооцененной дипломатической победой Трампа".
Американский эксперт обращает внимание, что в статье The New York Times звучали обвинениях в адрес Белого дома, который якобы пошел на уступки Минску, но ничего не получил взамен. "Любой, кто пришел к такому выводу, либо не слишком усердно искал, либо не там, где следовало. Стратегия администрации в отношении Беларуси до сих пор была исключительно эффективной, и, если последовательно придерживаться этого курса в ближайшие месяцы, можно добиться еще больших успехов", - полагает американский аналитик.
Итак, о каком курсе говорит автор? По мнению Эпископоса, администрация Трампа отказывается от провального подхода Запада к Беларуси и стремится инвестировать в стабильные неконфликтные отношения с Минском. Аналитик считает, что это единственно верный путь, который принесет выгоду и США, и Беларуси.
"Редко когда экспертам по внешней политике и аналитикам удается видеть столь яркий пример абсолютного провала, как подход Запада к Беларуси с 2020 года, - пишет Эпископос. - Не существует ни одной опции, которая указывала бы, что что-либо из предпринятого в отношении Минска сработало".
"Но еще более поразительно явное чувство обиды и недоумения по поводу того, что администрация Трампа признала эту реальность и попыталась восстановить отношения с Беларусью", - продолжает автор.
Сегодня европейские партнеры США говорят о так называемом белорусском балконе, угрозах безопасности и тесном сотрудничестве Минска и Москвы. Для европейских элит это аргумент в пользу политики конфронтации. По мнению Эпископоса, такой подход несостоятелен.
"Наилучший и единственно действенный способ решения нынешних проблем - это постоянный диалог с Беларусью, а не давление с целью сменить правительство или стремление наказывать Минск до тех пор, пока он не разорвет отношения с Москвой. Эти стратегии апробировались в течение последних пяти лет и оказались крайне контрпродуктивными", - говорится в статье.
Автор отмечает, что Президент Беларуси выстраивает внешнюю политику, исходя из принципа многовекторности и поиска баланса между Западом и Востоком. Такой подход мог бы утвердить Беларусь в качестве регионального стабилизатора.
По мнению Эпископоса, действующий Президент США в отличие от своих предшественников понимает: разрыв военных, экономических и дипломатических связей Беларуси с Россией нецелесообразен. Сегодня Вашингтон использует тесные отношения Минска и Москвы для передачи важных сигналов. Именно такие сигналы, по мнению аналитика, проложили путь к саммиту президентов США и РФ на Аляске.
Однако для Вашингтона роль Минска не ограничивается вопросами урегулирования украинского конфликта или обмена военнопленными, что происходит при содействии белорусской стороны. "Белый дом справедливо полагает, что Минск, как минимум в силу географического положения, должен сыграть важную роль в послевоенном заключении мирного соглашения", - считает Эпископос.
И здесь, пожалуй, самая интересная часть из размышлений американского аналитика, поскольку она моделирует один из вероятных сценариев развития события.
Эпископос, как, впрочем, и ряд других американских экспертов, прогнозирует, что США продолжат смещать фокус внимания с Европейского континента на другие регионы мира. Но пока восточный фланг НАТО остается "пороховой бочкой", Вашингтон не сможет действовать свободно. В интересах США, по мнению эксперта, стабилизировать ситуацию в Восточной Европе. Решить этот вопрос без Минска не получится.
"Прогресс в процессе нормализации отношений с Беларусью под руководством США может создать условия для столь необходимого диалога между Минском и его западными соседями, который может привести к заключению нового пакета соглашений в области безопасности", - отмечает аналитик.
Он также полагает, что данные соглашения будут нести "позитивный деэскалационный эффект, способствующий долгосрочному снижению уровня конфликта и укреплению доверия между Россией и НАТО".
"Если на американо-белорусском треке довести дело до конца, то это может стать образцом для моделирования малорискованного и малозатратного регионального взаимодействия, обеспечивающего устойчивый баланс между целями и средствами США. Благодаря своей новизне и смелости он может стать своего рода доктриной Трампа для восточного фланга НАТО", - резюмирует аналитик.
Эпископос, как уже отмечалось, подходит к ситуации прагматично и ищет выгоды прежде всего для США. Но при этом понимает: Минск будет говорить лишь на равных и требовать учета белорусских интересов. Прагматичный подход американского аналитика импонирует. Другой вопрос, какого подхода придерживается нынешняя американская администрация и насколько последовательна она в своих решениях.
Вообще тема белорусско-американских отношений выявила повальный синдром слепоты в западной прессе. В то время, как The New York Times не видит перспектив для США, европейские издания не находят выгод для Беларуси. Мол, основные проблемы - санкции, блокады, милитаризация приграничья - создают европейцы.
С этим можно согласиться, если не знать простую житейскую мудрость: если персонал бестолковый и недееспособный, следует идти прямиком к начальству. Перефразируя: если с нашими западными соседями не удается решить накопившиеся проблемы - нужно брать выше. А выше - Брюссель и Вашингтон, которые и устроили бардак в нашем регионе. Им же и разгребать.
Интерес Беларуси заключается в обеспечении своей безопасности - экономической и военной. Сегодня наш регион, как верно заметил Эпископос, находится на пороховой бочке. А можно ли спокойно жить, развиваться, строить планы на будущее, когда вокруг тебя чиркают спичками?
Чиркают прежде всего наши западные соседи - Польша и страны Балтии. И так уж вышло, что именно США в настоящее время могут стать для Беларуси кратчайшим путем к устранению угроз. Если Вашингтон действительно настроен на стабилизацию ситуации в регионе, то Беларусь для США в этом деле может стать надежным соратником. А США для Беларуси - возможностью, которую необходимо максимально использовать.
Эпископос совершенно прав, говоря о том, что для США на нынешнем этапе эскалация в Восточной Европе невыгодна. Но если аналитика основана на логике, то политика - как повезет.
Сегодня логика подсказывает, что американцы уже достигли определенных целей, стравив между собой две части Европы, и сейчас могут переходить к новым задачам. Стоит признать, что администрация Джо Байдена, как бы над ней ни глумились, оказалась весьма эффективной в деле ослабления Европейского континента. Во-первых, экономически - на фоне отказа европейцев от российских углеводородов и масштабной милитаризации. Во-вторых, политически, что является прямым следствием экономической уязвимости. Этими "дарами" Байдена сейчас активно пользуется Трамп, которому страны ЕС когда-то успешно противостояли, а сейчас "звонят и целуют в зад", называя "папочкой".
Но политика Байдена имела и ряд негативных для США последствий. Превращая доллар в оружие, блокируя российские активы и отключая банки РФ и Беларуси от SWIFT, администрация Байдена подтолкнула незападные страны к переходу в расчетах на нацвалюты, созданию альтернативных платежных систем и выработке совместных решений для противодействия вмешательству со стороны США и их союзников.
Задача Трампа - переиграть ситуацию. Его администрация уже принялась отбеливать репутацию, избавляясь от "засветившихся" активов вроде USAID и заменив в риторике слово "демократия" на "миротворчество". Еще один шаг - перераспределение ресурсов с прицелом на Индо-Тихоокеанский регион. Это не сделает мир безопаснее, однако может деэскалировать ситуацию у границ Беларуси.
14 октября на совещании по вопросам глобальной международной обстановки и развитию белорусско-американских отношений Александр Лукашенко заявил, что Беларусь готова заключить с США большую сделку. При этом четко дал понять: любые договоренности будут возможны лишь с учетом интересов Беларуси. А также наших партнеров - прежде всего России и Китая.

А вчера, выступая на III Минской международной конференции по евразийской безопасности, белорусский лидер предложил в рамках глобальной сделки договариваться о преодолении миграционного кризиса. "Нужно договариваться, например, в рамках глобальной сделки. Подход Президента Трампа "все на все" мы можем обсуждать и с США, и с Европой", - отметил глава государства.


Пожалуй, договоренности в этой области могли бы положить начало процессу деэскалации в Восточной Европе. Ранее в Минске давали понять, что работа в этом направлении идет. К слову, вчера пришла новость из Польши: в следующем месяце Варшава будет готова открыть два пограничных перехода на границе с Беларусью. Хотелось бы надеяться, что данное решение является позитивным сигналом, а не очередной многоходовкой - на этот раз с участием Литвы.
Кто действует открыто, а кто разыгрывает спектакль - покажет время. Наша задача - продолжать бороться за мирное, гармоничное развитие на благо Беларуси и всего региона. И использовать любую возможность для достижения этой цели. В конце концов мы на своей земле и отступать нам некуда.
Выступая на Минской конференции по безопасности, Президент Беларуси заметил, что исторический выбор простой - разрядка или эскалация. Наша страна свой выбор сделала давно.


"Мы не считаем себя виноватыми в ухудшении отношений с Западом и его отдельными странами. Но руку протягиваем. Это не рука просящего. Это рука имеющего собственное достоинство партнера, который предлагает сообща искренне работать ради мира для наших детей и внуков", - заявил белорусский лидер.
Вита ХАНАТАЕВА,
БЕЛТА.