Белорусский государственный университет начал свою историю 30 октября 1921 года. Отмечая 104-летие вуза и уже готовясь к его юбилею, в университете подводят итоги последнего пятилетнего периода, обсуждают новые специальности и международные научные проекты. Однако неизменной остается одна цель - миссия быть всегда первым, к которой БГУ уверенно стремится на протяжении всех этих лет. О новой стратегии с акцентом на социальные и технологические вызовы, об укреплении качества подготовки специалистов, о планах, о вмешательстве искусственного интеллекта в развитие человека, об экспериментальных образовательных программах корреспонденту БЕЛТА рассказал профессор, доктор педагогических наук, ректор Белгосуниверситета Андрей Король.
- Всегда следовали и будем дальше следовать своему историческому предназначению - работать в соответствии с целями и задачами нашего государства. В сентябре мы обсудили и приняли новую стратегию развития БГУ на ближайшие пять лет. В первую очередь мы попытались заглянуть в будущее и оценить его с позиции трансформации экономики, мира, научных вызовов. Неизменным подходом остается качество по всем направлениям. Новым вектором станет обеспечение безопасности с учетом цифровой реальности. Это вызвано в том числе стремительной активностью искусственного интеллекта и его проникновением в образование. Эта система уже начинает управлять человеком, а нужно наоборот.
Сегодня время имеет совершенно другие скорости, нежели пару лет назад. Прекрасно понимаем, что завтра все наши достижения станут незначительными для эффективной и опережающей работы. Поэтому стараемся соответствовать современным скоростям и реагировать на то, что происходит по всем контурам.
- Это целый комплекс, который позволил Белорусскому государственному университету в этом году получить высокую оценку и завоевать премию правительства в области качества, в нее вложен большой труд всего коллектива вуза. Мы имеем показатели, которые сегодня указывают на лидерство БГУ в системе высшего образования. Например, Белгосуниверситет - единственный из всех белорусских университетов входит в 1,5% лучших вузов в мире и представлен в большой тройке самых авторитетных мировых рейтингов - THE, Шанхайском и QS. Электронная библиотека БГУ ежегодно присутствует в первой пятерке лучших репозиториев мира. Мы лидеры по количеству обучения иностранных студентов. За последние пять лет университет четырежды становился лучшим экспортером года.
Кроме того, у нас сформированы уникальные мощные научные школы, институты и центры, активно развивается эвристическая система обучения по открытию личности и внедряются технологии по раскрытию потенциала студента, его самореализации, развитию компетенций специалиста XXI века. В БГУ созданы Белорусско-китайский центр фундаментальных научных исследований и Исследовательский центр ШОС. За последние годы начали обучение студентов по 25 новым специальностям, из которых 23 - уникальные, т.е. подготовка по ним ведется только в БГУ.
Впервые за последние 10 лет мы получили $4 млн за экспорт наукоемких товаров и услуг. Каждая третья докторская и четвертая кандидатская диссертации в Беларуси защищаются сотрудниками нашего университета, каждый четвертый обладатель стипендии аспирантам фонда Президента Беларуси учится в нашем университете. В БГУ более чем на 60% увеличилось количество иностранных аспирантов. Наши ученые стабильно являются самыми цитированными из белорусских исследователей, согласно данным Российского индекса научного цитирования.
К кадровой политике также подходим системно, внедрили и развиваем школу наставничества. Она позволяет легко адаптироваться молодым специалистам к рабочим условиям. Стремимся выдерживать темп обновления материально-технической части, ввели в работу модернизированный корпус исторического факультета-музея. В ближайшее время завершится возведение физкультурно-оздоровительного комплекса на Курчатова, начат капитальный ремонт третьей и четвертой очередей главного корпуса. Активно идет строительство нового учебно-лабораторного корпуса.
- Стремимся молодежь вовлекать в классическое общение через участие в студенческих организациях, акциях университетского, республиканского и международного уровней. Большое значение придаем укреплению патриотизма у современного поколения через необычные и эффективные формы коммуникации. Проводим мероприятия, где разворачиваем взгляд ребят на самих себя, анализ мыслей, личностных качеств, оценку своей значимости в отношении Беларуси и ее развития. Например, почти уже год в университете реализуется проект "Открой себя для страны", где я сам провожу встречи в формате эвристического занятия с абсолютно разной студенческой аудиторией. Такой подход оказался очень эффективным для генерирования идей и создания безбарьерного общения. Студенты не боятся ошибиться, они инициативны и смело ищут решения по актуальным темам. Провели занятия, приуроченные к Году качества, выборам Президента Беларуси, 80-летию Великой Победы. Уже встречались в таком формате с лидерами молодежных организаций, лауреатами Спецфонда Президента Республики Беларусь, студентами педспециальностей. У нас есть интересный опыт работы с интернациональным составом. Во время Белорусско-китайского молодежного форума у нас прошло занятие с талантливой молодежью БГУ и Пекинского университета. Ребята разработали действительно стоящие предложения - программы молодежного сотрудничества и развития межкультурного диалога.
Не скрою, что в рамках этого проекта мы прибегаем к искусственному интеллекту, но лишь как к вспомогательному инструменту во время выполнения заданий. Сегодня данная технология - это серьезный вызов для человека, его интеллекта и всей системы образования. Как педагог вижу именно в этом большую опасность для современного общества. В XXI веке востребованы навыки креативности, умения взаимодействовать в команде и решения конфликтных ситуаций. Может ли ИИ влиять на их развитие? Большой вопрос. Он экономит наше время, облегчает многие процессы, тем самым устраняя условия для совершенствования когнитивных, интеллектуальных и физических способностей.
Для развития человечества важна инаковость как возможность созидания новых смыслов. Искусственный интеллект устраняет всю разность и делает мышление людей одинаковым и шаблонным, они начинают мыслить арифметически, следуя машинным алгоритмам. ИИ - это прообраз флешки с огромными объемами готовых и правильных знаний. Он заменяет часы рассуждений, попыток найти для человека нужное решение.
Между ИИ и человеком огромная социальная пропасть, которая обусловлена рядом фактов. У рукотворного ума нет гражданства и связи с какой-либо культурой. Он обладает нарциссическими чертами, не испытывает эмоциональной потребности общения, поскольку самодостаточен, обладает авторитетом и независим от мнения людей. Важно всегда помнить, что ИИ - это достижение человеческого ума, поэтому нужно управлять этой машиной и, чтобы не потерять живую личность в этой эволюционной парадигме, серьезно думать над тем, как эту новую реальность внедрить в учебный процесс, методы, смыслы, цели и содержание образования.
- Как педагог, активно практикующий эвристическое обучение на основе диалога, я вижу большие перспективы ИИ в отношении нашей образовательной системы. Рукотворный разум может не только дать, но и помочь учащимся определить свою миссию, цели, вопросы, выстроить диалог с одноклассниками, учителем, который, к слову, не является истиной в последней инстанции, а организует процесс, создает условия для самореализации каждого ученика. Но для придания искусственному интеллекту менторской роли в образовании важно, чтобы поменялась позиция преподавателя к проведению занятий. Преподаватель должен провести большую работу по трансформации учебных программ и интерактивного образовательного контента, включающего задачи использования ИИ. При внедрении этой технологии в образование учитель уже выступает консультантом по работе с виртуальным тренером, организатором диалога студента с искусственным интеллектом. Очень важно обучить преподавателя этим компетенциям, включая эвристические. И в БГУ мы это делаем на постоянной основе, проводим обучающие семинары, курсы повышения квалификации преподавателей в области эвристического обучения. После прохождения обучения на семинарах преподаватель создает новое содержание обучения с элементами ИИ, меняется сам, готов действовать нестандартно, развивает свои познавательные, креативные, оргдеятельностные качества. С таким багажом он способен помочь проявиться, раскрыться и реализоваться студенту.
- В последние годы мы уделяем большое внимание структуре специальностей. Вносим в них междисциплинарный компонент с акцентом на формировании навыков, которые делают будущего специалиста легко адаптируемым к требованиям времени. Работа по такому направлению ведется постоянно. Мы уже вышли на уровень комплексных инновационных образовательных программ.
В следующем учебном году дадим старт Высшей школе естественных наук и технологий. Она ориентирована на подготовку уникальных специалистов. Впервые в Беларуси сам образовательный процесс пройдет по совершенно новой траектории. В ней акцент сделан на индивидуальности, усиленной практикоориентированности, интенсивности обучения. Школа включает экспериментальные образовательные программы последнего поколения по пяти направлениям: интеллектуальные радиофизические системы и технологии; прикладная физика и информатика; прикладная математика, механика и информатика; фундаментальная и прикладная химия; фундаментальная география. На повышенном уровне студенты будут изучать профильные предметы и целый ряд дополнительных дисциплин. Это позволит, например, географу углубленно знать физику, математику, IT-технологии. Всегда на стыке разностей рождаются новые знания и смыслы. Преподавать будут лучшие специалисты Беларуси, предусмотрены лекции с привлечением зарубежных специалистов.
Обучение в Высшей школе естественных наук и технологий стартует в следующем учебном году. Учеба, подчеркну, здесь будет очень интенсивной за счет увеличения часов, пятилетнего обучения, междисциплинарности, практики и стажировок на предприятиях Беларуси и за рубежом. Предусмотрен один день в неделю научно-исследовательской работы в лабораториях БГУ. Поэтому программы рассчитаны на мотивированных ребят, способных выдержать повышенную нагрузку и имеющих уже определенные достижения в учебе. Например, победители различных международных и республиканских олимпиад и конкурсов, выпускники Лицея им. Ф.Э. Дзержинского БГУ и Национального детского технопарка. Отбор будет очень тщательный и предполагающий проведение внутреннего испытания.
- Я пожелаю следовать своему историческому предназначению и миссии. Помнить, что все результаты БГУ - это вклад в формирование интеллектуального потенциала страны, ее развитие и процветание.
Светлана ПЕКАРЬ,
БЕЛТА