9 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Беларусь намерена оставаться участницей Договора по открытому небу, несмотря на сложности и политизацию ситуации отдельными странами. Об этом заявил начальник отдела международной безопасности и контроля над вооружениями главного управления многосторонней дипломатии Министерства иностранных дел Василий Павлов на Пятой конференции по рассмотрению действия Договора по открытому небу (ДОН), сообщает БЕЛТА.
Этот договор, разработанный в первые годы после окончания холодной войны, являлся важным элементом системы общеевропейской безопасности, отметил дипломат. Документ, по его словам, внес весомый вклад в обеспечение транспарентности в военной сфере на пространстве от Ванкувера до Владивостока. Свой вклад в осуществление ДОН добросовестно вносила и белорусская сторона, которая в рамках группы государств-участников и сейчас продолжает участвовать в заседаниях консультативной комиссии по открытому небу и ее рабочих групп.
"Глубокий кризис системы международных отношений, игнорирование принципа неделимости безопасности привели к глубокой эрозии, а в отдельных случаях к полной деградации международного инструментария в области нераспространения, разоружения и контроля над вооружениями", - констатировал дипломат.
"Выход из Договора по открытому небу США и обусловленное этим шагом Вашингтона решение России покинуть ДОН не только на 80% уменьшило зону применения договора, но и существенно снизило его жизнеспособность, - продолжил он. - Выход из ДОН двух ключевых участников и прекращение существования группы государств - участников Беларусь-Россия создали для нас совершенно новую, беспрецедентную ситуацию, при которой белорусская сторона, не имея собственного самолета наблюдения, инфраструктуры открытого неба и подготовленного персонала, должна осуществить широкий комплекс мероприятий для самостоятельного участия в договоре в условиях радикального изменения военно-политической конфигурации на европейском континенте и растущих военных дисбалансов".
Василий Павлов заметил, что в сложившейся ситуации многие хотели бы, чтобы Беларусь вышла из ДОН. Кто-то, возможно, и сам хотел бы прекратить свое участие в договоре.
"Но Беларусь против такого развития ситуации, - заявил представитель МИД. - И дело не в добавленной стоимости ДОН для наших национальных интересов. Нами руководствует желание сохранить этот инструмент укрепления доверия в рамках системы взаимоувязанных договоров и соглашений в сфере контроля над вооружениями и мер укрепления доверия и безопасности (МДБ) на пространстве ОБСЕ, приверженцами которой мы продолжаем оставаться. Именно поэтому Беларусь до последнего пыталась и пытается сохранить Договор об обычных вооруженных силах в Европе, несмотря на все его недостатки и анахронизмы".
Дипломат заметил, что со стороны отдельных стран договора звучат политизированные и ангажированные нарративы в адрес Беларуси, в том числе относительно ее самостоятельного участия в ДОН. В этой связи Василий Павлов обратил внимание, что мероприятия по подготовке к самостоятельному участию в ДОН требуют времени, серьезных финансовых, организационных и человеческих ресурсов, и что, пожалуй, самое главное, конструктивного и результативного взаимодействия с другими государствами - участниками ДОН как в рамках Консультативной комиссии по открытому небу (ККОН), так и на двусторонней основе.
"Выступая по данному вопросу в ККОН в декабре 2021 года, Беларусь заявила о своей готовности к равноправному взаимодействию в рамках договора без дискриминации, политизации и с учетом интересов и озабоченностей друг друга. Мы рассчитывали на помощь и поддержку со стороны других стран сообщества "открытого неба". И такие заявления, помнится, звучали в ККОН, когда нас благодарили за верность ДОН", - апеллировал к фактам дипломат.
Он напомнил, что белорусская сторона неоднократно обращалась к ряду государств - участников ДОН, в частности к Германии и Румынии, с просьбами предоставить информацию о возможности использования самолета наблюдения, стоимости аренды и оказания услуг по организации и проведению наблюдательных полетов. "В ответ нам было заявлено о невозможности диалога с Беларусью по данному вопросу в текущей военно-политической ситуации", - сказал представитель МИД.
Он обратил внимание, что страны - члены НАТО, подавляющее большинство которых являются участниками ДОН, заморозили взаимодействие с Беларусью в сфере контроля над вооружениями и МДБ, полностью прекратили авиационное сообщение с Минском, введя незаконные ограничения в отношении наших авиаперевозчиков, фактически закрыв свое воздушное пространство. "Как реализовывать закрепленное в ДОН право осуществлять наблюдательные полеты, когда небо для Беларуси закрыто, контакты по военной линии полностью прерваны, а все наши предложения по возобновлению диалога в военно-политической сфере и жесты доброй воли игнорируются либо отвергаются?" - риторически спросил дипломат.
Он указал на то, что политически заряженные конфронтационные выступления отдельных делегаций на конференции, к сожалению, только подтверждают этот тезис.
По его словам, Беларусь продолжит анализировать ситуацию вокруг Договора по открытому небу и подходы государств - членов ДОН к взаимодействию с ней - как в рамках договора, так и в более широком контексте механизмов контроля над вооружениями и мер доверия на пространстве ОБСЕ, а также в области гражданской авиации.
"Белорусская сторона неоднократно подчеркивала, что от результативности взаимодействия в рамках ДОН будут зависеть не только перспективы дальнейшего самостоятельного осуществления договора Беларусью, но будущее ДОН в целом, - отметил дипломат. - Мы вновь призываем отказаться от риторики и действий, ведущих к эскалации напряженности и разрушающих архитектуру безопасности на пространстве ОБСЕ, и вернуться к профессиональному и взаимоуважительному диалогу по вопросам контроля над обычными вооружениями и МДБ. Именно поэтому Беларусь продолжает оставаться за столом в ККОН".
Договор по открытому небу подписан в 1992 году в Хельсинки представителями 23 государств ОБСЕ. Документ разрешает свободные полеты невооруженных разведывательных летательных аппаратов в воздушном пространстве стран-подписантов.