Official Website of the Republic of Belarus
About Belarus

Belarus Events Calendar
Belarus’ Top Tourist Sites
UNESCO World Heritage Sites in Belarus
Belarusian sanatoria and health resorts
Souvenirs from Belarus
| Home | About Belarus | Education

Education in Belarus

School enrollment in Belarus is about 1 million
School enrollment in Belarus is about 1 million

Belarus has a well-regarded education system, including universities and further education institutions that attract numerous foreign students.

The Human Development Index (HDI) of the United Nations Development Program positioned Belarus at 60 out of 191 countries and territories in 2021/2022. Educational attainments play a huge role in this. The literacy rate of the adult population is one of the world’s highest (99.7%), while 98% of the country's population completed at least nine years of schooling. At present compulsory education requires eleven years spent in school.

Belarus has a three-tier education model:

  • general education (pre-school education, secondary education, secondary vocational education, post-secondary vocational education, higher learning and post-graduate education);
  • continuing education for children and adults;
  • special needs education for people with special needs. 

Pre-school education

Pre-school education is not compulsory in Belarus but around 70% of children do attend nursery or kindergarten before they start school.

School education in Belarus

Most children in Belarus start school at the age of 6.

All pupils must follow the basic education curriculum up to the age of 15, and the vast majority of pupils stay at school until they finish their high school education at 18.

At the age of 15, pupils that have successfully completed basic education can attend college or professional technical institutions where they can focus on completing their high school education and work toward a professional certificate.

Completion of a high school or professional certificate allows students to apply to continue their education at the university level.

There are two official languages within the education system in Belarus, Russian and Belarusian.

Further education in Belarus

Belarus has one of the highest student-to-population ratios in Europe. The higher education system in Belarus is seen as prestigious due to its high quality and affordability.  

There are four main types of higher education establishments to choose from, which can be either private or state operated:

  • classical university
  • profile university or academy
  • institute

In 2003, university admission tests were replaced by Centralized Testing (CT). It is held on certain days of June-July according to the schedule approved by the Education Ministry. To enter a university, an applicant needs to present up to three test certificates in different academic disciplines. The number  of certificates depends on the chosen specialty and presence of internal exams.

During the period of transition to Centralized Testing, the Education Ministry developed uniform admission rules taking into account the training programs of educational institutions. Other important reforms included the launch of the Classifier of Specialties and Qualifications, the higher education standards, and a 10-grade scale. The final stage was the adoption of the Education Code (2011).

In 2023, Belarus approved a new wording of the rules for the admission to general higher education institutions and specialist higher education institutions. The changes are aimed at improving the system of selection of applicants – talented and motivated young people will get additional opportunities. The main innovation is the introduction of Centralized Exams (CE) which serve as school graduation exams and at the same time as university admission exams.

This will significantly cut the number of tests an applicant has to take within several months. Two centralized exams – one in the Belarusian / Russian language and the other in a discipline of choice – will be mandatory for all school graduates. Centralized Testing (CT) will remain in place, but it will be mandatory only for those who want to enter a higher learning institution. The CE and CT will have the same form and level of complexity. Thus, to be enrolled at a higher learning institution, an applicant will need to present test certificates in three (two) academic disciplines. The average score of the school certificate will also be taken into account, and universities will be able to conduct their own internal exams or interviews.

Most courses run for 4-6 years. Aspiring students can choose one of several forms of learning. They can study during the day or evening, in-class or by distance education.

Grants are available for full-time students and scholarships are awarded to very gifted students.

All higher education establishments are governed by the Ministry of Education in Belarus.

In May 2015 Belarus officially joined the Bologna Process – the European Higher Education Area.

Can foreign students study at Belarusian universities?

Many foreign students study at higher educational institutions of Belarus. As a rule, education for foreign citizens in Belarus is fee-based. The cost depends on the chosen specialty, form of study and educational institution.

Terms of admission for foreign citizens and stateless persons:

  • free of charge or on a fee basis - in line with international agreements of the Republic of Belarus;
  • on a fee basis – based on the final performance review upon the completion of the pre-university training program required in Belarus;
  • on a fee basis – based on an interview to establish the level of language proficiency that should be sufficient for mastering the educational program established by the Education Ministry, and also based on additional interviews or physical fitness tests, the procedure for which is established by higher education institutions.

Where can you study?

There are 49 higher education establishments in Belarus.

For more information about the education system in Belarus, please click here

Great Patriotic War monuments in Belarus

Образование, Беларусь | Belarus.by
Официальный сайт Республики Беларусь
О Беларуси

Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси

| Главная | О Беларуси | Образование

Образование в Беларуси

Около 1 млн учащихся приступают к занятиям в общеобразовательных учреждениях Беларуси 1 сентября
Около 1 млн учащихся приступают к занятиям в общеобразовательных учреждениях Беларуси 1 сентября

Белорусское образование высоко ценится во всем мире, поэтому обучение в Беларуси привлекает множество иностранных студентов.

В индексе человеческого развития (ИЧР), который составляется Программой развития ООН, Беларусь занимает 60-е место из 191 страны мира (2021/2022). И результаты сферы образования играют в этом огромную роль. Уровень грамотности взрослого населения Беларуси – один из самых высоких в мире и достигает сегодня  99,7%. Охват базовым, общим средним и профессиональным образованием составляет 98% жителей страны. Фактически в последние годы Беларусь перешла к обязательному общему среднему образованию.

Система образования Беларуси включает несколько уровней:

  • основное образование (дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское);
  • дополнительное образование (дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых);
  • специальное образование (для лиц с особенностями психофизического развития).

Дошкольное образование

В Беларуси хорошо развита система дошкольного образования. И хотя оно не является обязательным, большинство малышей, прежде чем пойти в школу, посещают детские дошкольные учреждения.

Школьное образование в Беларуси

Школьное образование в Беларуси начинается с 6 лет и предусматривает два уровня: общее базовое и общее среднее. Курс базовой школы рассчитан на 9 лет, средней – на 11 лет. Успешно окончив базовую школу, молодые люди имеют возможность продолжить обучение в колледжах, лицеях и профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку. Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе. Аттестат об общем среднем или среднем специальном образовании является основным документом, дающим право на поступление в высшее учебное заведение.

В системе образования Беларуси используются два официальных языка русский и белорусский.

Дальнейшее образование в Беларуси

В Беларуси соотношение студентов к общей численности населения одно из самых высоких в Европе. Высшее образование в республике является престижным и доступным. Профессиональную и научную подготовку студентов осуществляют как государственные, так и частные высшие учебные заведения различных типов:

  • классические университеты
  • профильные университеты и академии
  • институты

Поступая в высшее учебное заведение, будущий студент выбирает форму обучения, которая может быть дневной, вечерней, заочной, дистанционной.

С 2003 года вступительные экзамены в вузы страны были заменены централизованным тестированием (ЦТ). Оно проводится в определенные дни июня-июля по графику, утвержденному Министерством образования. Для поступления в вуз абитуриенту требуется до трех сертификатов по разным учебным дисциплинам – в зависимости от выбранной специальности и наличия внутренних экзаменов.

При переходе к централизованному тестированию в стране были разработаны единые правила приема, учитывающие профильные особенности учебных заведений. Среди других существенных изменений – упорядочение структуры специальностей и создание Классификатора специальностей и квалификаций, введение стандартов высшего образования, введение 10-балльной шкалы оценок. Заключительным этапом стало принятие Кодекса об образовании (2011).

С 2023 года в Беларуси утверждена новая редакция Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования. Изменения направлены на совершенствование системы отбора абитуриентов – дополнительные возможности получили талантливые и мотивированные молодые люди. Главная новация – введение в стране централизованных экзаменов (ЦЭ), которые для учащихся 11-х классов являются выпускными по итогам обучения в средней школе и одновременно могут быть вступительными в учреждения высшего образования (УВО). Это позволяет значительно сократить количество испытаний, сдаваемых абитуриентом в течение всего нескольких месяцев.

Два ЦЭ – по одному из государственных языков (белорусскому/русскому) и дисциплине на выбор из числа предметов для ЦТ) – обязательны для всех выпускников школ. Централизованное тестирование (ЦТ) также сохраняется, но оно необходимо лишь тем, кто хочет поступать в УВО. По форме и уровню сложности заданий ЦЭ и ЦТ идентичны. Таким образом, для поступления в учреждение высшего образования каждому абитуриенту по-прежнему необходимы сертификаты по трем (двум) учебным дисциплинам. Также учитывается средний балл школьного аттестата, а вузы могут проводить внутренний экзамен либо собеседование.

Программа подготовки в высших учебных заведениях республики рассчитана на 4-6 лет. Студенты дневной формы обучения, которые занимаются успешно, получают стипендию. Все выпускники высших учебных заведений различных форм собственности получают диплом государственного образца.

В Беларуси все учреждения высшего образования, как государственные, так и частные, подчиняются Министерству образования.

Могут ли иностранные студенты учиться в университетах Беларуси?

Много иностранных студентов обучаются в высших учебных заведениях Беларуси. Обучение для граждан других государств, как правило, платное. Его стоимость зависит от выбранной специальности, формы обучения и учебного заведения.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут поступать в УВО Беларуси для получения высшего образования:

  • за счет средств бюджета или на платной основе – в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
  • на платной основе – по результатам итоговой аттестации при освоении программы подготовки лиц к поступлению в УВО;
  • на платной основе – по результатам собеседования, устанавливающего уровень владения ими языком, на котором осуществляется образовательный процесс, в объеме, достаточном для освоения содержания образовательной программы высшего образования, проведения которого устанавливается Министерством образования, а также дополнительного собеседования или проверки на уровень физической подготовленности, порядок проведения которых устанавливается УВО.

Где можно учиться?

В Беларуси 49 учреждений высшего образования.

Подробнее о высшем образовании в Беларуси читайте здесь.

Памятники Великой Отечественной войны в Беларуси