Официальный сайт Республики Беларусь
Бизнес
Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси
| Главная | Бизнес | Бизнес-новости

Бизнес-новости

17 авг. 2018

Туризм по-новому: что предлагается поменять в законодательстве

События этого лета на туристическом рынке заставили снова вернуться к вопросу об изменениях в законодательстве. Работу над законом "О туризме" предлагается включить в план подготовки законопроектов на 2019 год. Уже сейчас в туриндустрии говорят: изменения должны быть не косметическими, а серьезными. Что надо менять в туристической отрасли и почему этот процесс нужно ускорить, какие механизмы нужны для защиты национального рынка и как это в конечном счете отразится на белорусских туристах, эксперты обсудили во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.

Турбизнесу приходится платить по чужим счетам

Председатель Республиканского союза туриндустрии Филипп Гулый называет несколько проблем, возникших в этом году на белорусском рынке туристических услуг. Это проблема российских операторов, в частности "Натали Турс", и сложности белорусов при вылетах и выездах с иностранными компаниями, в основном через Украину. Эти моменты вносят панику, напряженность, наносят убытки и создают неудобства как для турагентов, так и для туристов, считает глава союза.

В итоге, по его словам, впервые на рынке Беларуси в информационном поле появилось недоверие к профессионалам. "Получается, что белорусы, которые платят деньги, едут сейчас отдыхать, не до конца уверены, волнуются и не знают, кому можно доверять. К тому же Беларусь реально несет убытки из-за того, что иностранные фирмы пользуются ресурсами наших людей - деньги из карманов белорусов в страну не возвращаются, бизнесмены не зарабатывают, прибыль уходит за границу", - обращает внимание Филипп Гулый. Национальный туристический бизнес, который извлекает прибыль, оставляет ее в зарплатах, покупках на территории Беларуси, не защищен.

В ситуации, когда проблемы возникают у туроператоров в соседних странах, ответственность, в том числе финансовую, несут белорусские турагенты. Таков закон. Но события нынешнего лета показали - ситуацию надо менять, турагент не должен нести ответственность вместо туроператора. Об этом говорит и Министерство спорта и туризма, и турбизнес. По мнению Филиппа Гулого, выездной турбизнес - это определенные финансовые риски. Соответственно, если в бизнесе есть финансовые риски, его нельзя не регулировать. Им не могут заниматься все подряд, без денег и соответствующей компетенции - туроператорской деятельностью может заниматься субъект, который гарантирует выполнение своих обязательств, считает он.

Что касается ситуации с "Натали Турс", то, по информации Минспорта, в Беларуси было продано около 400 туров, которые потом были аннулированы. Сумма задолженности белорусской дочки "Натали Турс" перед нашими турфирмами составляет около 600 тыс. евро. Как и в какие сроки эти деньги будут компенсироваться - остается под вопросом. И здесь многое зависит от того, что же все-таки будет с российской "Натали Турс".

Некоторые туристы соглашаются перебронировать путевки на другие направления или даты. А кто-то пошел в суды, такие примеры есть, говорит правовой партнер Республиканского союза туристической индустрии, адвокат Юлия Куцер. "Приобретатели этих путевок начали обращаться в суды, и они судятся с туристическими агентствами, которые им продавали путевки. Соответственно, получают судебные решения… Если у туристических агентств нет возможности выплатить эти денежные средства, то возбуждается исполнительное производство, накладывается арест по распоряжению деньгами на расчетный счет, что в принципе парализует деятельность туристического агентства. И такие случаи уже есть", - рассказала она.

Чем закончится для белорусских туристов история с "Натали Турс", можно будет сказать только через некоторое время. Сейчас минский офис этой фирмы находится в стадии ликвидации.

Обязательства впишут в закон

Рецепт от последствий недобросовестного поведения на рынке предлагается прописать в законе "О туризме". "С учетом предлагаемых корректировок, думаю, что будут не изменения, а абсолютно новая редакция закона "О туризме", - говорит заместитель директора департамента по туризму - начальник отдела планирования и организации туристической деятельности Министерства спорта и туризма Беларуси Виталий Грицевич.

Предлагается сделать четкое разграничение, кто такой турагент и туроператор. Соответственно, какую ответственность они должны нести. Турагент является всего лишь продавцом, и при качественном исполнении своих обязательств он должен рисковать только своей комиссией - такова позиция Минспорта. "Естественно, у туроператоров гораздо шире круг обязанностей, и основную ответственность должны нести они. Какова будет эта ответственность, какие будут условия ведения их деятельности, чтобы полностью защитить права и законные интересы потребителей, - это вопросы для обсуждения в рабочей группе", - добавляет Виталий Грицевич.

Кроме того, предлагается обсудить обязательную сертификацию турфирм. Сейчас в реестр субъектов турдеятельности подаются сведения о том, что работать в сфере туризма собираются отдельные организации, ИП, которые не имеют к этой сфере никакого отношения, а занимаются совершенно иной деятельностью. И в Минспорта задаются вопросом, как будут защищены права туриста. Пока окончательное решение не принято, введение обязательной сертификации еще будет обсуждаться с заинтересованными госорганами и турбизнесом. Тем не менее турбизнес уже сейчас обращает внимание на некоторые факты - например, в связи с безвизом в Гродно буквально за два месяца появилось около 70 новых компаний. Все ли они могут обеспечить защиту прав туристов и качество услуг?

Изменения могут ожидать и уже существующий реестр субъектов турдеятельности. Его планируется сделать более информативным, а подача сведений турфирмами в реестр может стать обязательной. По данным Белстата, на 1 января в стране было 1 444 организации, которые занимаются турдеятельностью, а в реестре есть сведения о порядка тысяче субъектов. "Когда нам звонят клиенты и спрашивают, надежна ли фирма, мы первым делом советуем посмотреть, есть ли компания в реестре. Если субъект уже два года не изучает законодательство в сфере туризма, не знает, что надо податься в реестр, как он может быть надежен?" - заметил представитель Минспорта. Или случай, когда директор турфирмы проиграла деньги клиентов на ставках. Мошенничество это или нет, но клиентам нужно возвращать деньги.

В законе "О туризме" могут появиться нормы, касающиеся заключения договоров об оказании туруслуг в виде электронного документа (практика уже есть, ее нужно оформить в законе), экскурсионной деятельности.

Страховка уверенности

Назрели изменения и в страховании в турбизнесе. Не исключено, что появится новый вид - страхование гражданской ответственности туристической организации. Филипп Гулый отмечает, что практика подобного страхования туристической деятельности существует в России, Казахстане, других странах. Вопрос в том, подходит ли Беларуси в чистом виде, например, российская или польская модель или нужен какой-то комбинированный вариант.

Начальник управления медицинского страхования "Белгосстраха" Людмила Кулак поясняет, что страхование гражданской ответственности турорганизации могло бы стать механизмом защиты прав туристов в тех случаях, когда турфирмами не исполняются обязательства. Пока нормативного правового акта, который бы устанавливал обязательность или существование такого вида страхования, в Беларуси нет. Турист может купить медицинскую страховку или страховку от невыезда. Последний страховой полис гарантирует возврат денег в случае объективных личных проблем у туриста - отказ в визе, экстренная госпитализация непосредственно перед поездкой, смерть близких родственников, призыв на военные сборы либо военную службу. Есть еще один вид страхования, который позволяет избежать дополнительных расходов - страхование общегражданской ответственности туриста, который находится за границей.

"Других видов страхования, которые бы покрывали в том числе какие-то расходы, связанные с неисполнением обязательств туристической организацией, сегодня в Беларуси нет. "Белгосстрах", если будет инициатива Минспорта либо нашего непосредственного регулятора Министерства финансов, готов работать в этом направлении. Мы знакомы с опытом проведения такого страхования, поскольку сотрудничаем со многими европейскими и российскими страховыми компаниями", - пояснила Людмила Кулак.

Еще один вариант защиты, о котором много говорили при подготовке предыдущей редакции закона "О туризме", - гарантийные фонды. Туркомпании имели бы некие обязательные резервы, которые использовались бы для урегулирования проблемных ситуаций. По сути, это будет гарантийный фонд, который позволит избежать такой ситуации, которая сложилась сейчас с "Натали Турс". Как именно этот фонд будет формироваться - вопрос для обсуждения.

Но турбизнес и Минспорт считают, что новые механизмы в любом случае не должны отразиться на стоимости путевки для конечного потребителя.

"Горят" не только путевки, но и сроки?

Министерство спорта и туризма рассчитывает, что изменения в закон "О туризме" будут приняты в 2019 году. "Подготовка закона - довольно длительный процесс. Но мы постараемся максимально оперативно подготовить законопроект и согласовать его на уровне Совмина. И рассчитываем, что в следующем году он может быть подписан. А вступит в силу не ранее 1 января 2020 года. Мы сделаем для этого все возможное", - сказал Виталий Грицевич. По его словам, госорганы и профессиональное сообщество уже готовы к максимально оперативному решению этих вопросов.

Филипп Гулый в свою очередь считает, что этот процесс можно ускорить. "Ведь на подходе II Европейские игры, следующий туристический сезон - к этому времени необходимо многое изменить в законодательстве по въездному туризму, нужно вернуть доверие к рынку, дополнить бюджет и сделать еще много полезных дел. Это касается каждого из нас, и чем быстрее это получится сделать, тем лучше будет для всех - для государства, для бизнеса, для потребителя", - считает глава Республиканского союза туриндустрии.

Туроператор должен иметь средства, чтобы при необходимости ответить по своим обязательствам, турагент должен быть компетентным, турист должен быть защищен, резюмировал Филипп Гулый.

БЕЛТА.

Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Памятники Великой Отечественной войны в Беларуси