Набойка - удивительная техника с богатой историей. С ее помощью белорусы украшали узорами одежду, предметы быта. До появления на наших землях она прошла большой путь и явилась отражением того, как быстро менялась жизнь, а предметы становились все более удобными для повседневного использования. Сохранить такой способ нанесения узоров и воссоздать образ древней полочанки старается ведущий научный сотрудник филиала "Музей традиционного ручного ткачества Поозерья" научно-исследовательского и просветительного учреждения культуры "Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник" Татьяна Бараненко. Ее тяга к традициям не осталась незамеченной - в этом году ее проект получил грант Президента Республики Беларусь.
Техника набойки достаточно древняя и зародилась, предположительно, в Индии. Постепенно она попала на территорию русских земель, где в XVI-XVIII веках активно развивалась. "Тогда был ее пик, не было фабрик, заводов и технического прогресса. Чтобы украсить свою одежду и бытовые изделия из ткани, нужно было потрудиться. На тот момент существовало несколько способов нанести узор: вышивка иглой, кисточкой и краской, ткачество. К таким методам относится и набойка", - пояснила Татьяна Бараненко.
Сегодня каждый может прийти в магазин и купить себе платье в клеточку, горошек, с растительными узорами и выбрать расцветку. В те времена так сделать было нельзя. "Это была либо какая-то вышивка, либо набойка, по-русски набиванка - печать по ткани. Для нанесения берут клише и набоечную доску, которая в основном была деревянной, наносят маслянистую краску и оставляют след. Раньше в России были семейные мастерские, когда набойщики свое умение передавали наследникам. Некоторые мастера ездили на заработки, брали с собой доски, краски. На территории Беларуси по селам ходили набойщики, привозили товар и предлагали за него деньги, а потом уезжали обратно", - рассказала ведущий научный сотрудник.
К военным годам XX века произошел большой прогресс. Но при наличии фабрик и заводов набойка бытует и сегодня, только в немного измененном виде.
Татьяна Бараненко рассказала, что ее тесное знакомство с набойкой произошло случайно. "Научные сотрудники музея занимаются ткачеством, костюмом, смотрели, какие есть изделия на территории Полоцкого района. Мы привыкли к вышивке, и обнаружили, что на некоторой одежде есть не только она. Оказалось, это была набойка. Стало очень интересно, выяснилось, что мастерство распространилось до Гомельщины и Гродненщины. Решили провести несколько мастер-классов, на которых мы делали набойку. Это заинтересовало наших посетителей, они задались вопросом, как она выглядела на полоцких землях", - отметила она.

Исследовательница решила посмотреть предметы в фондах Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, где нашлись вещи с Полоччины. К примеру, в одном из городских поселков нашли скатерть с набойкой довоенного времени. О ней обнаружили сведения в архивах: сотрудники музея провели научную работу, и выяснилось, что в 1926 году существовало три красильни на территории Полоцка.
"Досок-клише, к сожалению, не сохранилось, поэтому мы обращались в Витебский областной краеведческий музей, где есть коллекция набоечных досок начала ХХ века, там можно посмотреть, как они выглядят", - добавила Татьяна Бараненко.
Сегодня можно выделить общие черты набойки, использовавшейся в Полоцком районе. В узорах часто встречаются растительные мотивы, разнятся сами найденные доски. Первоначально они были достаточно большими - 50х50 см. Набойщиками были преимущественно мужчины, ведь нужна была сила, чтобы стучать молотком. К XIX веку размер приспособления для набойки уменьшается, а на витебских досках ХХ века для более изящного узора применяли металлические детали: в основу вбивали гвозди со шляпками и металлические пластины. Со временем набойки стали маленькие и с одним элементом узора.
Авторский проект "Полоцкая набойка" в 2025 году получил грант Президента Республики Беларусь в сфере культуры. За прошедшие месяцы проведено большое количество мероприятий и мастер-классов.

"Сейчас мы работаем над восстановлением костюма полочанки XVIII-XIX веков. В костюм входили самые разные элементы. Например, кофта. Она могла быть как из фабричной ткани, так и декорированной в технике набойки. Поясной элемент - юбка, в ней часто можно было увидеть мещанку. Иногда добавляется фартук, поскольку хозяйкам очень важно, чтобы юбка не загрязнилась. Сейчас стараемся воссоздать костюм. Есть определенные фотоматериалы, некоторые предметы из фондов других музеев в помощь", - пояснила Татьяна Бараненко.
Период поддержки грантом еще не закончен, но год был крайне насыщенным для музея, многое еще предстоит. "Люди узнают о проекте через наши мастер-классы. Они проводились как на базе нашего музея, так и на более широких республиканских площадках. Например, в апреле я ездила от Витебской области на международную выставку "Адпачынак-2025", участвовала в республиканской акции "Вандруй. Адчуй. Надхняйся". Набойка осваивается на практике намного лучше. Отрадно видеть, что молодежь интересуется. Для маленьких посетителей музея проводятся тематические занятия. Там я рассказываю теорию в игровой форме и показываю, как работать с набойкой. Схожие интерактивы есть и для взрослых. А итогом нашей научной работы стала временная выставка "Набіванка: традыцыя і сучаснасць". Экспозиция показана в двух плоскостях: то, что мы сохранили, и современность, как сейчас мастера занимаются набойкой. Представлены мастера из Лиозно, Шумилино и Сенно. Также был мастер-класс по изготовлению набоечных штамбов, а на интерактивной площадке с устройством можно было знакомиться с помощью лото, пазлов и других игр. Много делаем для инклюзии, людей пожилого возраста, скорее всего, проведем мастер-класс для многодетных семей. Пытаемся охватить проектом все категории людей", - подвела итоги года научный сотрудник.
БЕЛТА