На фронт Николай Фролкин-Чепурнов попал лишь в августе 1944 года. Но тому количеству подвигов, которые он успел совершить до Победы, позавидовали бы даже бывалые летчики. За 103 боевых вылета он уничтожил 12 танков и самоходок, больше 200 гитлеровцев и фашистский истребитель. Участвовал в операции "Багратион", громил врага в Прибалтике и Восточной Пруссии. За год боевых действий он вырос до командира звена, а войну закончил в звании капитана на должности заместителя командира эскадрильи.
Эта статья увидела свет благодаря заместителю председателя Совета ветеранов города Лунинца Виктору Пинигину. Узнав о нашем проекте, он сам связался с редакцией, чтобы рассказать о судьбе этого легендарного участника Парада Победы.
"Николай Феофанович Фролкин-Чепурнов был не просто гениальным боевым летчиком и кавалером шести орденов. Он был замечательным человеком. Я лично знал и его, и его сына Николая, не раз был свидетелем того, как горожане, издалека завидев ветерана, спешили его поприветствовать, - рассказывает Виктор Пинигин. - Я очень горд, что одна из улиц Лунинца названа в его честь".
Любовь к авиации у Николая появилась еще в детстве. Весной 1941 года юноша как раз окончил на отлично аэроклуб и поступил в Чкаловское авиационное училище. И тут - война! Как и многие курсанты, сразу написал рапорт генералу с просьбой отправить его на фронт. Но ответ для всех был один: "Фронту не нужны сырые летчики. Учитесь".
Николай Феофанович окончил учебу в мае 1944 года. Когда круглому отличнику предложили работать инструктором и обучать молодых курсантов, тот ответил категорическим отказом: "Товарищи будут бить фашистов, а я - прятаться в тылу? Нет!" Получив направление в 1-ю гвардейскую Краснознаменную орденов Ленина, Кутузова и Хмельницкого Сталинградскую штурмовую авиадивизию 1-й Воздушной армии 3-го Белорусского фронта, с августа 1944-го начал громить врага на земле и в небе. Практически сразу молодой летчик доказал на деле, что способен успешно выполнять любые задачи.
В одном из наградных листов читаем, что уже 9 августа младший лейтенант был отмечен благодарностью командующего армией. В тот день он в составе шести ИЛ-2 трижды летал уничтожать танки и пехоту противника. "Делая от четырех до семи заходов на цель на каждом вылете, несмотря на сильный зенитный огонь и наличие истребителей противника в воздухе, умело разыскивал танки и артиллерию и, атаковав, уничтожал их. В этот день он лично уничтожил по одному танку и орудию полевой артиллерии, подавил огонь батареи малокалиберной зенитной артиллерии и уничтожил до 10 солдат противника".
Говорят, летчики - люди суеверные. Был свой особый талисман и у Николая Фролкина-Чепурнова: маленькая иконка, благословение бабушки Насти. Он носил ее в потайном кармане с первого боевого вылета. Видимо, бабушка отмолила внука у Бога заранее, потому что во многих боях наш герой выжил не иначе как чудом.
Как-то раз пригнали из ремонта самолет с номером 13. Фролкин-Чепурнов оказался единственным, кто отважился сесть за штурвал. Это был его 16-й боевой вылет в составе шестерки на штурм вражеских танков. После нескольких заходов и атак - прямое попадание в штурмовик. Самолет стал гореть, едкий дым наполнил кабину. В тот момент он думал лишь о том, как перелететь за линию фронта. Рядом увидел краснозвездные истребители сопровождения, которые подбадривали, покачивая крыльями. Но горящий самолет мог взорваться в любую минуту.
Стоило пересечь линию фронта, как Фролкин-Чепурнов отдал приказ стрелку-радисту прыгать. И как только тот покинул горящий самолет, прыгнул сам. Приземление было удачным, но целую ночь пришлось добираться к полевому аэродрому. Все это время экипаж самолета №13 считали погибшим, так что встретили их жаркими объятиями, пророча долгую жизнь.
Вспоминал ветеран и такой случай. "Полевой аэродром под Минском, где расположились штурмовики, находился рядом с лесом. По данным разведки, немцы пронюхали о месте аэродрома, хотя маскировку мы соблюдали очень аккуратно. Вызвать помощь не было времени, пришлось рассчитывать только на летный и технический состав. Немедленно стали готовиться к круговой обороне. Используя подручный лесоматериал, каждый самолет превратили в наземную огневую точку, имевшую свой сектор обстрела. К вечеру были готовы всей огневой мощью, которую использовали в воздухе, уничтожить атакующего противника на земле".
Стараясь захватить аэродром, уничтожить самолеты и склады с боеприпасами и горючим, вражеская пехота шла напролом. Но все атаки были отбиты. Ветеран с гордостью замечал, что в ту ночь ни один фашист не добежал к самолетам, а уцелевшим пришлось отступить, оставив на поле боя множество трупов. Утром штурмовики опять поднялись в воздух, чтобы продолжить атаковать отступающего противника.
Запомнились ветерану и бои под Лидой. Разведка сообщила, что в одном из районов скопилось большое количество танков врага. Шестерке штурмовиков была поставлена конкретная задача: обнаружить и уничтожить бронетехнику неприятеля. Но, приблизившись к заданному району, танков они не обнаружили. Вскоре поступило сообщение от службы наведения: бейте по придорожным деревьям и кустам!
"Когда самолеты снизились, стали видны зубчатые следы от гусениц, которые заканчивались у деревьев и кустов. Экипажи выстроились в боевой порядок и открыли сокрушительный огонь. Понятно, что это были старательно замаскированные танки. Уже в итоге первой атаки сразу вспыхнули несколько из них. Штурмовики сделали около десяти заходов, пока не кончился боезапас. Почти вся бронетехника врага превратилась в груды покореженного металла. Все экипажи вернулись на аэродром. Немцы называли наши самолеты ИЛ-2 "черная смерть", - вспоминал ветеран.
Однажды нашему герою и вовсе пришлось садиться на аэродром в горящем самолете. Шасси выпускал с мыслью: "Что будет, то будет. Может, не взорвется!" Дал на 12 атмосфер тормоз - самый предел. Проехав по инерции по грязи (на дворе стояла весна и поле было раскисшим), ИЛ-2 остановился. На машине подъехал полковник, оставив на безопасном расстоянии автомобиль, побежал к самолету. Помог выбраться из кабины экипажу и быстрее увел подальше от горящего самолета. Только потом Николай Фролкин-Чепурнов узнал, что это был не кто иной, как дважды Герой Советского Союза Алексей Алелюхин.
Ветеран с особой гордостью вспоминал свое участие в Параде Победы 1945 года в Москве: "Поезд остановился. Столица встретила яркими потоками солнца. Как только вышли на перрон, люди нас подхватили на руки, стали подбрасывать вверх, восторженно крича: "Ура!". А вокруг смех, цветы, радость!"
Подготовка к параду продлилась целый месяц. "Отрабатывали строевой шаг, выправку, равнение. Каждому по специальному заказу сшили замечательную форму, на которой засияли начищенные до блеска наши награды", - вспоминал летчик.
Исторический парад состоялся 24 июня. Это было незабываемое зрелище, говорил ветеран. Под мелодию марша сводного оркестра в четком строю прошли колонны победителей. В одной из них в составе 3-го Белорусского фронта шагал и Николай Фролкин-Чепурнов.

Ветерана не стало 9 января 2010 года. Ушла из жизни его любимая супруга Валентина Петровна, не стало и двух старших сыновей Игоря и Юрия. Но в Лунинце до сих пор живет младший, названный в честь героя. Николай Николаевич с особым трепетом хранит воспоминания, фотографии и боевые награды отца, которого считает своим самым главным примером.
Если вы - родственник или знакомый фронтовика, принимавшего участие в Параде Победы на Красной площади в Москве в июне 1945 года, и готовы поделиться с нами его историей и фотографиями, позвоните по телефонам 8 (017) 311-33-17; 8 (033) 613-03-45 или напишите письмо на электронную почту ygavrilenko@belta.by. Давайте вместе расскажем историю наших Победителей!
Юлия ГАВРИЛЕНКО,
фото предоставлены сыном Николая Фролкина-Чепурнова,
"7 дней".