| Главная | Новости | Главные новости

Главные новости

28 дек. 2022

Почему Беларусь настоящая космическая держава и какой вклад в это внес Лукашенко? Разобрали по фактам

Александр Лукашенко посетил Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, декабрь 2022 года

Конец года выдался для Беларуси космическим в прямом смысле этого слова. В декабре мы узнали имена шести претендентов, а точнее претенденток, на полет в космос от Беларуси. Беларусь становится космической державой? Да, многие именно так интерпретируют подготовку первого космонавта суверенной Беларуси. Другие считают, что страна обрела этот статус еще 10 лет назад с запуском своего первого спутника. Но на самом деле для Беларуси космическая эра наступила в середине прошлого века. Как республика оказалась причастной к космической гонке мировых держав и почему белорусы так стремятся покорить космическое пространство? Эта миссия почетна и престижна, но дело абсолютно не в этом. Разбираемся в теме в YouTube-проекте БЕЛТА "По факту: решения Первого".

Откуда в Беларуси взялись космические технологии

В 50-х годах прошлого века между Советским Союзом и США началась космическая гонка. Вы помните, как страны начали соревноваться в запуске спутников, а чуть позже - в полетах в космос животных и человека. Беларусь как один из крупных производственных и научных центров СССР оказалась причастна к этим событиям. Вклад белорусских ученых и инженеров в исследования космического пространства трудно переоценить. Они участвовали в создании многих технических новинок, без которых космические полеты были бы просто немыслимы.

Беларуси достаточно много коллективов работало на космос. В Академии наук Институт физики делал приборы. Они до сих пор выпускают оптические приборы для Международной космической станции. В Гомеле было конструкторское бюро системного программирования. В Новополоцке завод "Измеритель" выпускал достаточно много вычислительной техники. Наш "Интеграл", тот же "Пеленг", который делал оптику", - сказал директор предприятия "Геоинформационные системы" Национальной академии наук Беларуси Сергей Золотой.

В Минске также проводились исследования низкотемпературной плазмы. А обшивка космических кораблей до сих пор создается на основе технологий, разработанных учеными белорусского Института тепло- и массообмена.

Зачем Беларуси нужна "космическая школа", если СССР давно нет

Распад Советского Союза породил экономический кризис. Как белорусские предприятия вдруг оказались оторванными от главных рынков сбыта, так ученые - от основных отраслевых центров, оставшихся в России. Тем не менее Беларуси удалось не только сохранить имевшийся потенциал, но и создать собственную национальную инфраструктуру космической отрасли. Решением Президента Александра Лукашенко государство взяло под крыло всю Академию наук. Она получила национальный статус, соответствующие функции и финансирование. С 2004 года академия координирует космическую деятельность в Беларуси, а с 2015 года там функционирует Агентство по космическим исследованиям.

Сегодня в космической отрасли страны задействовано более 20 научных и производственных организаций. В них работают около 4 тыс. специалистов. Сформирована крупная стратегическая система исследований космоса. В Беларуси выпускают оптические системы высокого разрешения для спутников, космические зеркала, аппаратуру для дистанционного зондирования Земли. Совместно с россиянами белорусские специалисты разрабатывают перспективные технологии.

Но зачем небольшой республике космические технологии? Многие прочили для нее более приземленные цели. Мол, хватает других проблем, а космос… Однако именно эту сферу Александр Лукашенко видел в качестве одного из направлений, которые поднимают нацию на более высокий уровень развития.

"Скажу прямо: если бы не было их - наших космонавтов - вряд ли мы в Беларуси взялись бы за эту тему. Но нам уже было стыдно после распада Советского Союза не продолжить космическую тему в Беларуси, насколько это возможно. И сегодня мы не жалеем. Много было сопротивления, разговоров. Но тем не менее мною были приняты решения прежде всего потому, что это самые новые технологии, новейшие технологии, которые потянули за собой целый сектор экономики. Это способствует подъему Беларуси на более высокий уровень, тому, чтобы Беларусь встала в ряд высокоразвитых цивилизованных государств", - заявил Александр Лукашенко в 2018 году на открытии XXXI Международного конгресса Ассоциации участников космических полетов.

XXXI Международный конгресс Ассоциации участников космических полетов, 2018 год

Кто из белорусов летал в космос

Уроженцы Беларуси уже трижды летали в космос. Первым из белорусов на орбите в 1973 году стал летчик-космонавт дважды Герой Советского Союза Петр Климук. Продолжительность трех его полетов составляет более 78 суток. Три полета на счету еще одного белоруса в космосе и также дважды Героя Советского Союза Владимира Коваленка. Он совершил их в 1977, 1978 и 1981 годах, проведя в космосе в общей сложности 216 суток. Наконец, гражданин и Герой России, но уроженец Беларуси Олег Новицкий покорял космические вершины в 2012, 2016 и 2021 годах с общим налетом в 531 сутки и 22 часами в открытом космосе.

Александр Лукашенко с космонавтами Петром Климуком и Владимиром Коваленком на открытии XXXI Международного конгресса Ассоциации участников космических полетов, 2018 год

Космонавт Олег Новицкий

Белорусские корни имеет и первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова: ее отец и мать родились в Могилевской и Витебской областях. А уроженец Слуцка Семен Косберг был главным конструктором ракетного двигателя, входившего в состав третьей ступени ракеты-носителя "Восток". Под его руководством были созданы ракетные жидкостные реактивные двигатели, с помощью которых запущены в космос первые космонавты, выведены на орбиту космические корабли для исследования Луны, Венеры и Марса.

В этом ряду нельзя не вспомнить и еще одного известного выходца из Беларуси - ученого с мировым именем в области астронавтики Бориса Кита. Его исследования и разработки топлива для космических кораблей сделали возможными полеты в космос американских "Аполлонов" и "Шаттлов", в том числе на Луну.

То есть белорусы уже давно причастны к космосу, но в истории суверенной страны среди космонавтов пока еще не было граждан Беларуси. Ровно 20 лет понадобилось, чтобы реально запустить процесс отбора и подготовки к полету первого самого что ни на есть белорусского космонавта.

Александр Лукашенко 29 ноября 2001 года во время визита в Россию посетил ракетно-космическую корпорацию "Энергия". Тогда речь шла о перспективных проектах сотрудничества. Например, о возможном запуске совместного белорусско-российского космического спутника. На предприятии глава государства пробыл около двух с половиной часов. А по итогу он неожиданно заявил: "Космонавт из Беларуси обязательно полетит в космос".

Поворотный момент в истории белорусской космонавтики чуть было не случился несколько лет спустя - в 2004 году. Когда появилась информация о возможности полета первого белорусского космонавта, сотрудника Института механики металлополимерных систем на МКС. Однако впоследствии эта история развития не получила.

Как создавался первый белорусский спутник

В июле 2005 года Александр Лукашенко снова посетил корпорацию "Энергия". Президент ознакомился с ходом создания Белорусской космической системы дистанционного зондирования Земли и посетил место сборки белорусского космического аппарата "БелКА". Глава государства признался, что долго вынашивал решение о создании белорусского спутника. Он хотел не просто сохранить научную школу, а поднять ее еще на одну ступень.

"Чашу весов в пользу создания спутника склонило то, что я хочу не просто сохранить школу в Беларуси, которая когда-то работала на общий "советский" космос, а приумножить ее, поднять на еще одну ступеньку", - сказал Александр Лукашенко.

Сегодня решение Президента о создании белорусского спутника ученые считают ключевым. Оно дало новый толчок для развития и оптической, электронной промышленности Беларуси, и, безусловно, послужило основой для создания целой космической отрасли в стране, подчеркнул Сергей Золотой.

"В 2003 году был подписан указ Президента, в 2006-м сделан первый космический аппарат "БелКА", - напомнил хронологию ученый. - Это позволило сохранить научные коллективы и дать новый толчок для развития целой космической отрасли в республике".

На уровне правительства был принят ряд госпрограмм по космосу, в рамках которых создавались элементы, технологии, техника. Например, предприятие "Пеленг" взялось за разработку аппаратуры для цифровых космических аппаратов (в 1990-х - начале 2000-х они были пленочные).

"Пеленг" разработал аппаратуру соответствующего класса для работы в открытом космосе. А это перепад температур около 400 градусов (нужна хорошая система терморегуляции), радиация, поэтому и требования к электронике. Расчеты делались в Институте тепло- и массообмена имени А.В.Лыкова НАН", - отметил специалист.

Для создания телескопа под нужды космического аппарата понадобились фотоприемные матрицы. "В то время, да и сейчас, они находятся под контролем Госдепа США и в наши страны не продаются", - уточнил Сергей Золотой. Поэтому в Беларуси было создано свое производство на "Интеграле". В современных условиях наличие таких производств чрезвычайно актуально, убежден он, поскольку западные страны отказались поставлять электронику в Беларусь и Россию.

Да, к сожалению, судьба первого белорусского спутника оказалась незавидной. Состоявшийся в 2006 году пуск на космодроме Байконур завершился неудачей из-за неисправности ракеты, вскрывшейся уже после старта. В результате белорусская БелКА вместе с еще почти двумя десятками спутников так и не добралась до космоса. Но опыт в создании спутников белорусские инженеры приобрели колоссальный. И через несколько лет они достигли своих целей. А предприятие "Пеленг" разработало для спутника оптико-электронный телескопический комплекс, благодаря чему вес аппарата удалось снизить до 400 кг. Для сравнения: аналогичные по функционалу российские образцы на тот момент весили около 6,5 тонны.

Окупился ли запуск второго белорусского спутника

22 июля 2012 года Белорусский космический аппарат вышел на орбиту. В этот день около 11 часов утра Беларусь получила первый сигнал со своего спутника и вошла в клуб космических держав.

"Сегодня все спутники оптико-электронного наблюдения решают задачи национальной безопасности государств. А эти вещи не определяются прямым экономическим эффектом", - заметил директор "Геоинформационных систем".

В 2006 году, когда Беларусь запускала свой первый космический аппарат, на орбите было всего 2-3 спутника с разрешением 2 м. Стоимость снимков достигала $8 за квадратный километр при производительности 100 тыс. кв.км в сутки. "Если пересчитать и даже взять 10% от производительности, окупаемость - через два года. Но в 2012 году ситуация резко изменилась. Стало много аппаратов, и стоимость космической съемки такого класса - около 30 центов, она упала более чем в 20 раз. А стоимость самих космических аппаратов существенно не изменилась", - сказал Сергей Золотой.

С одной стороны, рынок космической информации из года в год становится все более насыщенным. Но с другой стороны, когда возникает критическая ситуация, получить такую информацию становится невозможно. "На сегодняшний день купить космическую информацию высокого разрешения над территорией Украины или Беларуси невозможно. Ее просто не продают зарубежные спутники. Если у тебя своего спутника нет, то, соответственно, у тебя и информации нет", - пояснил ученый.

Поэтому при оценке экономической эффективности проекта по созданию первого белорусского космического аппарата следует учитывать не только прямой коммерческий эффект, но и косвенные. "Например, выручка от продажи технологий и изделий, которые были разработаны при реализации проекта, более чем на $30 млн превышает затраты на создание БКА и эксплуатацию всей системы", - подчеркнул специалист.

Передаваемую спутником информацию в республике используют несколько десятков организаций. БКА незаменим в работе пограничников, геодезистов и пожарных. Кроме того, спутник вносит вклад в работу реального сектора экономики и белорусской науки. Самое главное, что государственные предприятия получают информацию из космоса на безвозмездной основе.

Благодаря системе дистанционного зондирования Земли МЧС Беларуси получает полную информацию о температурных аномалиях, пожарах, в том числе на сопредельных территориях. В этой связи Сергей Золотой вспомнил случай с большим пожаром в чернобыльской зоне в 2019 году. МЧС Беларуси за две недели до того, как пожар приблизился к границам страны, уже имело информацию о ЧС (хотя украинская сторона отказывалась признавать факт пожара). Были проведены соответствующие работы возле границы, чтобы в случае чего остановить пожар. "Он был остановлен практически на границе. С нашей стороны выгорело 4 га, со стороны Украины - несколько тысяч", - рассказал директор предприятия.

Сколько спутников у Беларуси

Всего у Беларуси три космических аппарата. "Студенческий" спутник БГУ находится в ведении Министерства образования. "Связной" спутник "Белинтерсат-1" принадлежит Государственному военно-промышленному комитету. Он был выведен на орбиту китайским ракетоносителем и стал ключевым элементом национальной системы спутниковой связи и вещания. Наземный комплекс управления "Белинтерсатом" расположен в поселке Станьково Дзержинского района. И, наконец, третий спутник - тот самый БКА, аппарат дистанционного зондирования Земли. Сегодня он действует в группировке с российскими "Канопусами".

"В свое время мы начинали с оказания услуг по созданию спутников для других стран. Сейчас мы в кооперации можем создать эту технику сами, с чьей-то помощью доставить в космос (космодромы нам не нужны). Спутником мы управляем, продукцию от него получаем и продаем. Все в наших руках. Запуск спутника, строительство центра управления полетами - работа для многих предприятий и тысяч людей. Это для меня было главным, что мы будем развивать сопутствующие отрасли", - отметил Президент, посещая в 2016 году Наземный комплекс управления Национальной системы спутниковой связи и вещания.

Чем займется на орбите первый космонавт суверенной Беларуси

Но вернемся к нашим космонавтам. 4 ноября 2021 года на заседании Высшего государственного совета Союзного государства Владимир Путин вдруг напомнил о давнем предложении Беларуси включить в состав экипажа МКС своего космонавта. "Мы готовы поддержать это предложение и реализовать его в ближайшем будущем. Надо согласовать детали. Они есть, и они не сложные для того, чтобы быть согласованы", - сказал российский Президент.

После этого, как говорится, все закрутилось. И стороны пришли к нынешнему этапу, когда полет становится уже более чем реальным.

Более трех тысяч белорусов заявили о желании отправиться в космос. Но только шестерым из них, а это оказались девушки, представился шанс пройти очный отбор в подмосковном Центре подготовки космонавтов имени Гагарина. Пока они проходят медицинский отбор. До конца года комиссия должна выдать свои рекомендации. После чего белорусская сторона будет определяться с приоритетными претендентами. Скорее всего, имена основного и дублирующего кандидатов станут известны уже в начале 2023 года.

Они пройдут типовые разделы подготовки, связанные с полетом на космическом корабле, обеспечением собственной жизнедеятельности. А затем их научат выполнять научные эксперименты во время полета. По словам Сергея Золотого, исследования "будут направлены на то, чтобы проверить технологии, которые интересны белорусским ученым".

"Сейчас программа научного полета формируется в соответствии с "Роскосмосом", она должна быть синхронизирована с экспериментами, которые Россия запланировала ранее", - добавил директор предприятия.

Данные, полученные белорусским космонавтом во время предстоящего полета, отечественные ученые будут обрабатывать еще не один год, уверен он. "Полет планируется не очень длительный. Но за это время космонавт сможет набрать столько фактического материала, который потом долгое время нужно будет обрабатывать. Безусловно, это принесет пользу нашей промышленности и науке", - подчеркнул Сергей Золотой.

Но неужели для тех, кто не пройдет в космонавты, все окажется зря? Общаясь с девушками, Александр Лукашенко раскрыл им небольшой секрет. Он касался договоренности с генеральным директором госкорпорации "Роскосмос" Юрием Борисовым.

"Он говорит так: "Ну, если по здоровью пройдут, то они не потеряются, будем их использовать в российско-белорусском сегменте полетов в космос". Так что вы не переживайте. Кто не полетит в первый раз, полетит в следующий. Всем работы хватит. Спасибо вам большое. Думаю, мы с вами еще не единожды встретимся. Хочу, чтобы у вас все сложилось. Вы не пожалеете, что попали в этот коллектив", - пообещал глава государства.

Останавливаться на этом пути Беларусь и Россия явно не намерены. 12 апреля 2022 года, в День космонавтики, Александр Лукашенко и Владимир Путин посетили космодром Восточный в Амурской области. Там президенты договорились о совместном формировании инфраструктуры, которая обеспечит странам независимый выход в космическое пространство. Беларусь не только отправит на орбиту в составе российского экипажа своего представителя, но и примет участие в строительстве космодрома Восточный.

"Если кому-то кажется, что это какой-то такой рядовой визит двух президентов на этот объект… Если говорить с точки зрения Беларуси, это высочайшая степень доверия. Ведь мы приехали на закрытый объект, куда вы никогда не возите практически. И появление здесь Президента другой страны, пусть родной, дружеской, - все равно это высочайшая степень доверия с вашей стороны, со стороны России", - отметил тогда Александр Лукашенко.

Беларусь прошла путь от разработок отдельных материалов и комплектующих в советский период до создания собственных спутников и Центра управления полетом в годы независимости. Осталось подождать совсем немного - и новая плеяда белорусских космонавтов вольется в международную команду на орбите Земли. И мы, конечно, об этом вам еще расскажем.

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.