В Беларусь без визы на 30 дней
Официальный сайт Республики Беларусь
Год малой родины в Беларуси
Пресс-центр
Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси
| Главная | Пресс-центр | Главные новости

Главные новости

14 янв 2011

КОММЕНТАРИЙ: Возвращение к политике санкций в отношении Беларуси стало бы свидетельством непоследовательности ЕС

КОММЕНТАРИЙ: Возвращение к политике санкций в отношении Беларуси стало бы свидетельством непоследовательности ЕС

В последнее время в лексикон некоторых евросоюзовских политиков вернулось слово "санкции" применительно к Беларуси. Парадоксальность их позиции заключается в том, что они рассматривают санкции как доказательство своей приверженности европейским ценностям, хотя предлагаемый ими подход с этими ценностями никак не стыкуется.

В Евросоюзе любят подчеркивать, что основой отношений между ЕС и его партнерами является наличие общих ценностей - прав человека, демократии и верховенства права. Соответственно, партнеры Брюсселя вправе рассчитывать, что политика ЕС по отношению к ним будет этим ценностям соответствовать. С этой точки зрения довольно странным представляется такой инструмент в политическом арсенале Евросоюза как санкции. В связи с задержаниями представителей оппозиции, участвовавших в беспорядках в Минске в день президентских выборов, ряд европейских политиков пытается выдвинуть белорусским властям ультиматум: либо вы немедленно освобождаете задержанных и прекращаете расследование случившегося, либо мы вводим против вас санкции. Спектр карательных мер ограничен сугубо масштабами фантазии инициатора: от составления черных списков лиц, которым будет запрещен въезд в ЕС, до полного запрета европейцам экономического сотрудничества с Беларусью. Всех перещеголял председатель Европарламента Ежи Бузек, предложивший запретить участие Беларуси в Олимпиаде и чемпионатах мира (что невозможно сделать по Олимпийской хартии). Дело за малым: как увязать все это с теми самыми европейскими ценностями?

19 декабря в Минске произошел ряд событий, запечатленных всеми мировыми СМИ: несанкционированный митинг, массовое шествие по проезжей части, провозглашение "правительства национального спасения", попытка занять Дом правительства, сопровождаемая взломом дверей и битьем стекол, отказ повиноваться законным требованиям сотрудников правоохранительных органов и попытки сопротивления им. Некоторые участники этих событий задержаны милицией и КГБ, в отношении подозреваемых в организации противоправных действий возбуждены уголовные дела. Это как-то противоречит любимому европейцами принципу верховенства права?

А соответствует ли ему европейское требование освободить подозреваемых без суда и следствия? Ведь это было бы со стороны белорусских властей чисто политическим, а не правовым решением. Находившийся в тот момент в Минске в качестве наблюдателя экс-руководитель полиции одной из федеральных земель Германии Франц Массер отметил: "Акция оппозиции - это не мирная демонстрация, а криминальные, преступные действия. То, что я увидел по телевидению, - разбитые окна парламента, нападение на сотрудников милиции - оценивается однозначно как преступление. Надеюсь, мои белорусские коллеги проведут объективное расследование, и виновные будут наказаны в соответствии с законодательством".

Теперь о правовой стороне предлагаемых европейскими политиками санкций. Чаще всего упоминается запрет на въезд в страны Евросоюза должностных лиц из Беларуси. Перечни предлагаются разные: от высшего руководства страны до членов избиркомов, журналистов государственных СМИ и бойцов ОМОНа. По сообщениям прессы, один из лидеров белорусской оппозиции Александр Милинкевич уже привез в Брюссель составленный им вариант черного списка. Итак, речь идет об ограничении одного из фундаментальных прав человека, закрепленного международными конвенциями - права на свободу передвижения. На каком правовом основании? - На основании неких списков, подготовленных белорусской оппозицией. За что? - За якобы фальсификацию выборов и нарушение прав участников беспорядков. Риторический вопрос: каким правомочным органом на сегодняшний день юридически подтверждены факты фальсификации выборов или нарушения прав участников беспорядков в Минске? Никаким. Следовательно, визовые санкции, предлагаемые некоторыми европейскими политиками, будут чисто политическим, а не правовым решением, нарушающим одно из фундаментальных прав многих белорусских граждан.

А попытка включить в этот перечень журналистов госСМИ - это что, наказание за обнародованные ими в ходе избирательной кампании мнения? Это как-то соответствует приверженности ЕС свободе слова и мнений? Или это право Евросоюз признает только за журналистами европейских и белорусских оппозиционных медиа? Кстати, раз уж зашла речь о журналистских стандартах, может, кто-нибудь объяснит, почему ведущие европейские СМИ, освещая поствыборные события в Минске, полностью игнорируют принцип непредвзятости по отношению к сторонам конфликта, которым они обычно попрекают белорусские госСМИ? Видел ли кто-нибудь в них за последнее время хоть одну публикацию, где беспристрастно приводились бы версии с обеих сторон, цитировалась без искажений позиция официального Минска? Нет - пресловутые стандарты журналистской этики предназначены сугубо на экспорт, для нецивилизованных белорусов и иже с ними.

Санкциями европейские политики сейчас побрякивают и в отношении должностных лиц в России (в связи с "делом Магнитского" и новым приговором Ходорковскому), и в сторону Киева (в связи с уголовными делами против Юлии Тимошенко и ее политических союзников). А ларчик открывается просто: фигуранты этих дел имеют серьезное лобби в ЕС, которое готово задействовать политические, а не правовые механизмы для защиты своих подопечных. Хотя есть площадка Европейского суда по правам человека, который может исправлять юридические ошибки, допущенные на национальном уровне в таких случаях.

В конце концов, законодательство таких европейских стран как Бельгия или Испания позволяет возбуждать в их судах дела, связанные с нарушениями прав человека в любой точке земного шара. Именно испанский судья выдал в свое время европейский ордер на арест генерала Пиночета. Если у инициаторов санкций есть доказательства виновности представителей белорусских властей хотя бы по одному обвинению из тех, что уже 15 лет муссируются в СМИ, почему в европейские суды не поступило ни одного иска по этим фактам? А потому, что нет доказательной базы. Есть лишь голословные обвинения как часть большой политической игры. Но тогда не надо поминать всуе европейские ценности - они здесь, что называется, и рядом не стояли.

К чести многих политиков ЕС надо заметить, что они это понимают. Как пишет Financial Times Deutschland, страны ЕС разделились в вопросе санкций в отношении Беларуси. "Многие государства Евросоюза, прежде чем одобрить санкции в отношении Минска, предпочитают дождаться заключения правовых экспертов, - констатирует авторитетное европейское издание, - практически нет никаких шансов на достижение договоренности по этому вопросу внутри Евросоюза еще до встречи министров иностранных дел стран ЕС, намеченной на 31 января".

Что ж, вопрос о санкциях в отношении Беларуси станет отличной лакмусовой бумажкой для политики ЕС и в части ее последовательности, и в части приверженности декларируемым европейским ценностям.

Алексей Мацевило, БелТА

Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Памятники Великой Отечественной войны в Беларуси
II Европейские игры в Минске