Ответ:
Транспортное средство, зарегистрированное в иностранном государстве, при доставке гуманитарного груза на территорию Республики Беларусь может быть освобождено от платы за проезд по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь.
Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь направляет ходатайства в адрес государственного учреждения "Белавтострада" о регистрации транспортных средств, осуществляющих доставку грузов гуманитарной помощи от иностранных организаций, в системе электронного сбора платы транспортных средств, освобожденных от платы за проезд по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь.
Белорусской организации – получателю гуманитарного груза необходимо заблаговременно, не менее чем за 10 рабочих дней до его ввоза в Республику Беларусь, обратиться в Департамент с соответствующим заявлением, указав время и место пересечения Государственной границы Республики Беларусь, контактные данные для обратной связи, а также сообщить следующие достоверные сведения о транспортном средстве об иностранном партнере и транспортном средстве:
► название компании;
► страна, название региона;
► юридический адрес иностранного партнера, почтовый индекс;
► имя, фамилия руководителя, название должности;
► телефонный код страны, телефонный код местности, телефонный номер, факсовый номер;
► сведения о транспортном средстве: марка (модель), тип транспортного средства, полная масса (для грузовых автомобилей), количество осей, год выпуска, номер технического паспорта (техталона), государственный номерной (бортовой) знак, сведения о наличии металлизированного лобового стекла.
Прицепы и полуприцепы могут осуществлять движение по платным дорогам Республики Беларусь без регистрации в ЕТС-системе.
О принятом государственным учреждением "Белавтострада" решении белорусская организация – получатель гуманитарного груза должна информировать иностранного партнера (перевозчика) в части необходимости получения бортового устройства электронной оплаты после пересечения Государственной границы Республики Беларусь в ближайшем пограничном пункте обслуживания BelToll.
Для информации:
В соответствии с пунктом 22 Положения о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2013 г. № 340 (далее – Положение), в случае изменения цели эксплуатации транспортного средства, освобожденного от взимания платы за проезд в соответствии с законодательными актами, повлекшего изменением правового основания для освобождения от взимания платы за проезд, а также в случае прекращения права собственности на транспортное средство или изменения регистрационного знака транспортного средства собственник (владелец) транспортного средства обязан в течении трех рабочих дней с даты такого изменения письменно уведомить об этом ГУ "Белавтострада" с возвратить устройство электронной оплаты.
Согласно пункту 23 Положения в случае кражи, иного выбытия транспортного средства, зарегистрированного в системе электронного сбора платы, вследствие противоправных действий третьих лиц пользователь платной дороги незамедлительно уведомить государственное учреждение "Белавтострада" путем обращения в ближайший пункт обслуживания, или в обслуживающую организацию, или в службу технической поддержки.
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (далее – ГТК) дал разъяснения по вопросам таможенного оформления товаров (имущества), ввозимых в качестве иностранной безвозмездной помощи (письмо от 28.06.2018 № 02-10/5998).
1. Особенности таможенного декларирования иностранной безвозмездной помощи при ее помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2011 г. № 1374 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» не требуется предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, если таможенным органом отправления и таможенным органом назначения является таможенный орган Республики Беларусь и эти товары имеют характер иностранной безвозмездной помощи и об их получателях ГТК информирован Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее – Департамент).
При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляются транзитная декларация, которая должна содержать сведения, определенные статьей 107 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС), и документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации (статья 108 ТК ЕАЭС).
Справочно: в качестве транзитной декларации таможенному органу отправления могут быть представлены транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.
Статья 107. Сведения, подлежащие указанию в транзитной декларации
В транзитной декларации подлежат указанию сведения:
1) об отправителе и получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, декларанте, перевозчике;
2) о стране отправления и стране назначения товаров;
3) о транспортном средстве, которым перевозятся товары;
4) о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;
5) о коде товаров в соответствии с ТН ВЭД на уровне не менее первых 6 знаков. В отношении товаров (компонентов товаров), перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в течение определенного периода одним или несколькими транспортными средствами, могут указываться сведения о коде товара в соответствии с ТН ВЭД на уровне 10 знаков в соответствии с принятым в отношении таких товаров предварительным решением о классификации товаров либо решением о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде;
6) о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду ТН ВЭД;
7) о количестве грузовых мест;
8) о пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
9) о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 Кодекса;
10) о планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути.
Статья 108. Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации
1. К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся:
1) документы, подтверждающие совершение сделки с товарами, а в случае отсутствия такой сделки — иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
2) транспортные (перевозочные) документы;
3) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
4) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка;
5) документы о происхождении товаров;
6) документы, подтверждающие характеристики товаров, использованные при их классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, предварительное решение о классификации товаров, при его наличии, а в случае таможенного декларирования товаров (компонентов товаров), перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита – принятое таможенным органом любого государства-члена в отношении таких товаров предварительное решение о классификации товаров либо решение о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде;
7) документы, подтверждающие уплату таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
8) документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей;
9) документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;
10) документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров;
11) документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки — в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита;
12) документы, подтверждающие условия помещения товаров под заявленные таможенные процедуры;
13) документы, подтверждающие заявленную стоимость операций по переработке товаров при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления продуктов переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории;
14) документы, указанные в статье 261 Кодекса.
2. В случае если в документах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами.
3. Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 Кодекса или определенных статьями 114— 117 Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
В соответствии со статьей 81 ТК ЕАЭС к товарам, в отношении которых таможенные операции совершаются в первоочередном порядке относится гуманитарная помощь.
Вопрос принятия мер по упрощению порядка таможенного декларирования иностранной безвозмездной помощи в виде товаров (имущества) в таможенной процедуре таможенного транзита в части установления особенностей таможенного декларирования для иностранной безвозмездной помощи (товаров, которые упакованы в празднично оформленную малогабаритную упаковку и предназначены для распределения между физическими лицами при проведении праздничных благотворительных акций (мероприятий) рассматривался на Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза. До внесения изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» (далее — Решение), учитывая, что указанные категории товаров ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС не для коммерческих целей и используются в мероприятиях, имеющих благотворительный характер, ГТК направлено разъяснение в таможни относительно возможности таможенного декларирования таких товаров при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита с указанием в графе 33 транзитной декларации вместо классификационного кода по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза цифр «999999» при соблюдении следующих условий:
1. товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита до таможенного органа назначения в Республике Беларусь;
2. сведения о получателе товаров имеются в реестре получателей иностранных товаров, имеющих характер иностранной безвозмездной помощи, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита без предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
3. у получателя и перевозчика товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, отсутствует неисполненная в установленный срок обязанность по уплате таможенных платежей, процентов и пеней;
4. в графе 31 транзитной декларации указаны общие наименования товаров, входящих в состав подарочных наборов;
5. товары, входящие в состав подарочных наборов, не запрещены и не ограничены к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза;
6. товары совокупно ввозятся в составе сборных грузов, упакованы в празднично оформленную малогабаритную упаковку, предназначены для распределения между физическими лицами при проведении праздничных благотворительных акций (мероприятий) и поименованы в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах как «подарочные наборы».
После помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита товары должны быть доставлены в ведомственный пункт таможенного оформления, определенный таможенным органом отправления, для завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита, а также для совершения таможенных операций по таможенному декларированию товаров и их выпуску в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
2. Особенности таможенного декларирования иностранной безвозмездной помощи при ее помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Условия помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления определены статьей 135 ТК ЕАЭС.
При помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления таможенному органу представляется декларация на товары, которая должна содержать сведения, определенные статьей 106 ТК ЕАЭС.
Статья 106. Сведения, подлежащие указанию в декларации на товары
1. В декларации на товары подлежат указанию сведения:
1) о заявляемой таможенной процедуре;
2) о декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров;
3) о транспортных средствах международной перевозки, а также транспортных средствах, которыми товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории Союза;
4) о товарах:
наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
происхождение товаров;
наименование страны отправления и страны назначения;
производитель товаров;
товарный знак;
наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары;
описание упаковок;
цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения;
таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров);
статистическая стоимость;
5) об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин:
ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
льготы по уплате таможенных платежей;
тарифные преференции;
суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
курс валют, применяемый для исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с Кодексом;
6) о сделке с товарами и ее условиях;
7) о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 Кодекса;
8) о соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру;
9) о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 Кодекса;
10) о документах, подтверждающих соблюдение законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы;
11) о лице, заполнившем декларацию на товары, и дата ее составления;
12) иные сведения, определяемые Комиссией.
2. При определении порядка заполнения формы декларации на товары Комиссия вправе сокращать сведения, подлежащие указанию в декларации на товары, в зависимости от таможенной процедуры, категорий товаров, лиц, их перемещающих через таможенную границу Союза, и (или) вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров.
Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, определены статьей 108 ТК ЕАЭС.
Статья 108. Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации
1. К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся:
1) документы, подтверждающие совершение сделки с товарами, а в случае отсутствия такой сделки — иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
2) транспортные (перевозочные) документы;
3) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
4) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка;
5) документы о происхождении товаров;
6) документы, подтверждающие характеристики товаров, использованные при их классификации в соответствии с ТН ВЭД, предварительное решение о классификации товаров, при его наличии, а в случае таможенного декларирования товаров (компонентов товаров), перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита — принятое таможенным органом любого государства-члена в отношении таких товаров предварительное решение о классификации товаров либо решение о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде;
7) документы, подтверждающие уплату таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
8) документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей;
9) документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;
10) документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров;
11) документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки — в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита;
12) документы, подтверждающие условия помещения товаров под заявленные таможенные процедуры;
13) документы, подтверждающие заявленную стоимость операций по переработке товаров при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления продуктов переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории;
14) документы, указанные в статье 261 Кодекса.
2. В случае если в документах, указанных в пункте 1настоящей статьи, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами.
3. Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104Кодекса или определенных статьями 114— Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
Законодательством Республики Беларусь о таможенном регулировании установлены некоторые особенности, применяемые при таможенном декларировании иностранной безвозмездной помощи.
Так, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 мая 2014 г. № 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее — Постановление № 509) при таможенном декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, отнесенных к иностранной безвозмездной помощи и освобожденных (освобождаемых) от уплаты таможенных платежей:
допускается представление в качестве коммерческих документов описи товаров, заверенной отправителем иностранной безвозмездной помощи (подпункт 2.3 пункта 2 Постановления № 509);
В случае отсутствия такой описи, содержащей сведения о перемещаемых товарах, ГТК считает возможным использование копии акта приемки иностранной безвозмездной помощи по форме, установленной постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 8 февраля 2016 г. № 2 «Об установлении форм документов», с отметкой Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь.
– если такие товары не ограничены к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» декларации на товары допускается не указывать под номером 1 характеристики товаров (в том числе торговую марку, модель и другое), достаточные для их идентификации и классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, если такие товары ввезены в составе сборных грузов в празднично оформленной малогабаритной упаковке, предназначены для распределения между физическими лицами при проведении праздничных благотворительных акций (мероприятий) и указаны в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах как подарочные наборы (абзац седьмой подпункта 2.3-1 пункта 2 Постановления № 509);
– при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления допускается незаполнение граф 20 «Условия поставки», 23 «Курс валюты» и 47 «Исчисление платежей» декларации на товары (абзац тридцать второй подпункта 2.3-1 пункта 2 Постановления № 509).
В соответствии с подпунктом 36.2 пункта 36 Положения при использовании налоговых льгот, определенных в части первой пункта 31 Положения, получателями при таможенном декларировании иностранной безвозмездной помощи представляются в таможенный орган:
копия удостоверения, содержащего сведения об установленных видах налоговых льгот;
копия плана целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи по форме, установленной Управлением делами Президента Республики Беларусь, согласованного Департаментом;
копия документа, подтверждающего поступление товара (имущества) получателю с указанием его наименования, количества и стоимости.
Ответ:
В соответствии с абзацем четырнадцатым пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 25 мая 2020 г. № 3 "Об иностранной безвозмездной помощи" (далее – Декрет) иностранная безвозмездная помощь, полученная юридическими лицами Республики Беларусь, индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь может использоваться для оплаты общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, индивидуального предпринимателя и обеспечением их деятельности, согласно перечню, определяемому Управлением делами Президента Республики Беларусь.
Во исполнение данной нормы Декрета постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 12 августа 2020 г. определен перечень общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, индивидуального предпринимателя и обеспечением их деятельности, для оплаты которых может использоваться иностранная безвозмездная помощь.
Согласно части второй пункта 8 Декрета помощь, направляемая на оплату общехозяйственных расходов, не освобождается от налогов, сборов (пошлин).
При этом в соответствии с пунктом 6 Декрета за регистрацию помощи с получателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в размере 0,5 процента от суммы полученной помощи, не освобожденной от налогов, сборов (пошлин).
Порядок ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь иностранных товаров определяется регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством о таможенном регулировании.
При ввозе товаров в Республику Беларусь в качестве иностранной безвозмездной помощи белорусские организации – получатели помощи и их иностранные партнеры должны руководствоваться следующими подходами.
Белорусская организация, впервые получающая из-за рубежа иностранную безвозмездную помощь в виде товара, обращается в Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее – Департамент) с ходатайством о включении ее в список получателей иностранной безвозмездной помощи.
В данном ходатайстве указывается наименование иностранной организации, от которой будет поступать груз и сроки его поставки. К ходатайству прилагаются заверенная копия свидетельства о государственной регистрации белорусской организации и копия устава (положения).
Транспортное средство, зарегистрированное в иностранном государстве, при доставке гуманитарного груза на территорию Республики Беларусь может быть освобождено от платы за проезд по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь.
Для этого белорусской организации, в адрес которой поступает груз, необходимо не менее чем за 10 рабочих дней до его ввоза в Республику Беларусь обратиться в Департамент с соответствующим заявлением, указав время и место пересечения Государственной границы Республики Беларусь, контактные данные для обратной связи, а также сообщить сведения об иностранном партнере и транспортном средстве:
С бланком заявления на регистрацию в системе электронного сбора платы транспортных средств, освобожденных от платы за проезд по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь можно ознакомиться на сайте ГУ «Белавтострада» по ссылке http://www.belavtostrada.by/sites/default/files/docs/zayavlenie_dlya_osvobozhdennyh_ts.pdf.
Иностранный партнер после пересечения Государственной границы Республики Беларусь должен в первую очередь получить в месте выдачи бортовое устройство, после чего может продолжить движение по автомобильным дорогам Республики Беларусь.
С информацией о местах выдачи бортового устройства с учетом места пересечения границы Республики Беларусь можно ознакомиться на сайте ГУ «Белавтострада» по ссылке http://beltoll.by/images/toll_road_maps/march2018/Road-Map_beltoll-by_RU.pdf; http://beltoll.by/index.php/customer-service#.
При формировании грузов к отправке рекомендуется:
Допускается упаковывать товары в празднично оформленную малогабаритную упаковку, если они предназначены для распределения между физическими лицами при проведении праздничных благотворительных акций (мероприятий), при условии, что товары, входящие в состав подарочных наборов, не запрещены и не ограничены к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также эти товары совокупно ввозятся в составе сборных грузов. Данные товары указываются в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах как «подарочные наборы». На упаковках, а также в документах, сопровождающих такие товары, необходимо указывать сведения о получателях (если они известны, когда наборы являются именными) и о содержимом упаковок (перечень вложенных товаров, их количество, стоимость).
При подготовке сопроводительных документов иностранной организацией указывается:
в транспортных (перевозочных) документах (накладных):
в спецификации или описи товаров:
В отношении товаров, которые упакованы в празднично оформленную малогабаритную упаковку и предназначены для распределения между физическими лицами при проведении праздничных благотворительных акций (мероприятий), в транспортных (перевозочных) документах, спецификации или описи товаров должны быть указаны как «подарочные наборы». При этом прилагается перечень товаров, входящих в подарочные наборы, с указанием их стоимости и веса.
До прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза гуманитарного груза таможенному органу должна быть представлена предварительная информация о товарах, предполагаемых к ввозу.
Порядок представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным транспортом, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 апреля 2018 г. №56.
От имени перевозчика документы и сведения могут быть представлены таможенным представителем, либо белорусской организацией – партнером, действующей по поручению перевозчика. Информация должна быть представлена не позднее чем за 2 часа до ввоза товаров в Республику Беларусь.
Таможенные операции в отношении иностранной безвозмездной помощи совершаются в первоочередном порядке.
При прибытии на Государственную границу Республики Беларусь водитель, перевозящий гуманитарный груз, незамедлительно информирует сотрудника таможни, предоставляя сопроводительные документы и сведения на груз, а также документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, включая меры нетарифного регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные, карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.
С перечнем товаров, по которым дополнительно требуются разрешения соответствующих государственных органов при пересечении границы, можно ознакомиться на официальном сайте Евразийского экономического союза http://www.eurasiancommission.org/ (по каждому виду контроля установлен единый перечень товаров):
При пересечении Государственной границы Республики Беларусь сотруднику таможни должны быть предъявлены следующие документы и сведения:
сведения о:
Сведения, необходимые для совершения таможенных операций, должны быть переведены на один из государственных языков Республики Беларусь.
В отношении поступающего груза для его дальнейшего перемещения по территории Республики Беларусь к месту назначения заполняется транзитная декларация.
Форма транзитной декларации и инструкция о порядке заполнения транзитной декларации утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 289.
В транзитной декларации подлежат указанию, в том числе следующие сведения:
1) об отправителе и получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, декларанте, перевозчике;
2) о стране отправления и стране назначения товаров;
3) о транспортном средстве, которым перевозятся товары;
4) о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;
5) о коде товаров в соответствии с ТН ВЭД на уровне не менее первых 6 знаков;
6) о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду товарной номенклатуры. Так, дополнительная единица измерения «штуки» предусмотрена для «карандашей с выталкиваемым или скользящим стержнем». В отношения отдельных видов одежды – размерные признаки (рост и обхват груди, см).
7) о количестве грузовых мест;
8) о пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
9) о соблюдении запретов и ограничений (соблюдение мер нетарифного регулирования, санитарно-эпидемиологических, фитосанитарных и ветеринарных мер, а также мер, принимаемых в отношении объектов интеллектуальной собственности);
10) о планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути.
В отношении товаров, которые упакованы в празднично оформленную малогабаритную упаковку и предназначены для распределения между физическими лицами при проведении праздничных благотворительных акций (мероприятий), в транзитной декларации возможно указание:
в графе 33 цифр «999999»;
в графе 31 общего наименования товаров, входящих в состав подарочных наборов. При этом в составе подарочных наборов должны отсутствовать товары, запрещенные или ограниченные к ввозу.
В качестве транзитной декларации таможенному органу могут быть представлены транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.
После получения разрешения таможенного органа транспортное средство с грузом должно быть в установленные таможней сроки доставлено в определенное ею место и помещено на хранение.
При этом не требуется предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении гуманитарного груза.
Срок временного хранения товаров составляет 4 месяца.
Товар может храниться в постоянной или временной зонах таможенного контроля.
Хранение гуманитарного груза в постоянной зоне таможенного контроля (на складе временного хранения) повлечет для получателя помощи белорусской организации дополнительные расходы, связанные с оплатой услуг владельца склада временного хранения по хранению товаров (заключается договор).
Хранение гуманитарного груза допускается во временной зоне таможенного контроля. Для этого получателю помощи белорусской организации необходимо подать в таможню по месту нахождения запрос о создании временной зоны таможенного контроля. В запросе необходимо указать:
К запросу должны быть приложены графическое изображение создаваемой временной зоны таможенного контроля, выполненное на плане участка территории (местности) и утвержденное получателем помощи белорусской организацией, и копии свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации в отношении земельного участка, на котором создается временная зона таможенного контроля, а также в отношении расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений).
С бланком запроса о создании временной зоны таможенного контроля можно ознакомиться на официальных сайтах таможен или при обращении в таможню.
Временная зона таможенного контроля создается таможенным органом после издания приказа таможенного органа о создании временной зоны таможенного контроля производится ее оборудование и обозначение.
Порядок создания и обозначения временной зоны таможенного контроля, ее правовой режимом определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2007 г. № 674 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля и правовом режиме зоны таможенного контроля».
Размещение груза во временной зоне таможенного контроля подтверждается путем представления белорусской организацией таможенному органу уведомления в электронном виде.
Выдача разрешения для размещения груза во временной зоне таможенного контроля осуществляется таможенным органом путем регистрации уведомления о размещении товаров в зоне таможенного контроля.
Белорусская организация при временном хранении товаров на своем складе обязана обеспечить их сохранность и исключить доступ к ним посторонних лиц. На складе получателя товаров временное хранение иностранных товаров, принадлежащих третьим лицам, не допускается.
Приемка товаров осуществляется белорусской организацией – получателем помощи комиссией, созданной по решению руководителя данной организации, в присутствии представителя местного исполнительного и распорядительного органа, расположенного по месту хранения помощи.
По результатам приемки помощи белорусской организацией составляется акт приемки помощи по форме, установленной Управлением делами Президента Республики Беларусь (Постановление от 8 февраля 2016 г. № 2 «Об установлении форм документов», http://dha.gov.by/zakonodatelstvo, далее – постановление), в котором отражаются фактическое наличие товаров, соответствие их наименования, количества, стоимости сведениям, указанным в транспортных (перевозочных) и иных документах, в соответствии с которыми товары ввозились.
В случае отсутствия в транспортных (перевозочных) и иных документах, в соответствии с которыми товары ввозились, стоимости поступающих товаров такая стоимость определяется комиссией исходя из стоимости идентичных, однородных или аналогичных товаров.
При выявлении в ходе приемки помощи в виде товаров их непригодности для дальнейшего использования комиссией составляется акт о непригодности помощи по форме согласно постановлению (http://dha.gov.by/zakonodatelstvo). В данном случае товары подлежат возврату их отправителю, а при невозможности такого возврата – уничтожению в порядке, предусмотренном законодательством.
В случае выявления несоответствий необходимо приложить письмо иностранной организации, поясняющее причины несоответствия сведений, указанных в транспортных (перевозочных) и иных документах, в соответствии с которыми товары ввозились, фактическим сведениям о товарах, а также согласовать соответствие сведений, указанных в акте приемке товаров, составленных белорусской организацией (индивидуальным предпринимателем) по факту приемки товара.
После приемки иностранной безвозмездной помощи белорусская организация должна обратиться в Департамент.
Использование помощи запрещается до получения удостоверения о ее регистрации.
После регистрации груза в Департаменте, белорусская организация – получатель должна произвести таможенное декларирование товаров в таможенном органе с целью их помещения под одну из таможенных процедур.
В случае, если количество ввезенных в Республику Беларусь в качестве помощи товаров не соответствует количеству, указанному в транспортных (перевозочных) и иных документах, согласно которым они ввозились (приобретались), а также при выявлении в ходе приемки помощи непригодности товаров для дальнейшего использования таможенная декларация с целью помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подается в отношении товаров, принимаемых в качестве помощи и указанных в акте приемки. Информация о товарах, непригодных для дальнейшего использования, а также не соответствующих по количеству, заявленному в транспортных (перевозочных) и иных документах, предоставляется таможенному органу.
Товары, не помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в качестве иностранной безвозмездной помощи, подлежат помещению под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
Если в гуманитарном грузе содержатся товары, запрещенные к ввозу, ограниченные к ввозу (без наличия соответствующих разрешительных документов), в том числе подлежащие ветеринарному либо фитосанитарному, санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) (без соответствующих сведений о прохождении указанных видов контроля) таможенным органом будет отказано в выпуске таких товаров.
При ввозе товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, таможенными органами принимаются меры по защите объектов интеллектуальной собственности. С национальным таможенным реестром объектов интеллектуальной собственности можно ознакомиться на едином Интернет-портале таможенных органов www.customs.gov.by в разделе «Участникам ВЭД», подраздел «Бизнесменам», рубрика «Защита прав на объекты интеллектуальной собственности» (>http://www.customs.gov.by/ru/intellectualnaya_sobstvennost-ru/).
Кроме того, при таможенном декларировании гуманитарного груза допускается представление в качестве коммерческих документов описи товаров, заверенной отправителем помощи.
В случае отсутствия такой описи возможно использование копии акта приемки иностранной безвозмездной помощи.
Если в отношении иностранной безвозмездной помощи предоставлены таможенные и налоговые льготы, получателями представляются в таможенный орган при таможенном декларировании помощи:
С инструкцией о порядке заполнения декларации на товары можно ознакомиться по ссылке: >http://www.eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/Приложение1.doc.
После выпуска иностранной безвозмездной помощи в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, товары должны быть использованы получателем на цели, предусмотренные в согласованном с Департаментом плане целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи.